К обоснованию применения мини-колец и компактных колец

А.С. Липницкий, А.Ю. Михайлов

Статья посвящена возможности применения мини-колец и компактных колец на местных УДС городов Российской Федерации. Мировая практика применения пересечений такого вида показала их очень высокую эффективность.

 

Проблема высокого уровня аварийности в городах Российской Федерации общеизвестна. Статистика ДТП и данные топографического анализа показывают, что большое количество ДТП случается на нерегулируемых перекрестках. В качестве примера приведем  статистику ДТП на 26 нерегулируемых перекрестках в Свердловском районе г. Иркутска за 2007 г. (данные ГИБДД г. Иркутска):

● среднее количество ДТП на одном перекрестке в год - 87,37;

● среднее количество ДТП с пострадавшими на одном перекрестке в год - 6,33;

● среднее количество пострадавших на одном перекрестке в год - 9,96;

● среднее количество погибших на одном перекрестке в год – 0,37.

Высокая аварийность на местной УДС (т.е. местных улицах жилых районов и т.д.) обусловлена существующим состоянием ОДД на нерегулируемых перекрестках. Вместе с тем, опыт современной зарубежной практики ОДД доказал, что имеется эффективное средство повышения безопасности на местной УДС – успокоение движения (Traffic calming).

Успокоение движения - это методы создания физических и визуальных препятствий движению на большой скорости на требуемых участках УДС [3]. Анализ зарубежной литературы показал, что средства успокоения движения могут быть классифицированы в 13 категорий [2]:

канализирование, разделение полос (channelization)

● применение крутых поворотов-чикэнс (chicanes)

● организация доступа (gateway treatments)

● отклонение траектории на перекрестке (intersection diverters)

● организация парковочных зон (on-street parking)

● применение кольцевых пересечений (roundabouts)

● использование «лежачих полицейских» (speed humps)

● использование возвышений дорожного полотна с изменением текстуры (speed tables)

● применение тупиковых улиц (street closures)

перепланировка улиц (street design alterations)

● сужение улиц (street narrowing)

● применение элементов управления движением (traffic controls)

● применение ограничений на размеры транспортных средств (vehicle size restrictions).

Рассмотрев классификацию средств успокоения движения, можно сделать вывод, что существует достаточно большое количество различных средств успокоения движения, и их выбор осуществляется исходя из конкретных условий движения и решаемых задач. Для снижения аварийности непосредственно на перекрестках вместо обычных нерегулируемых пересечений успешно применяются кольца малого диаметра и мини-кольца. В настоящее время мини-кольца и компактные кольца как альтернатива обычным нерегулируемым перекресткам используются с большим успехом по всему миру. Этот опыт зарубежных стран по переоборудованию нерегулируемых перекрестков в мини-кольца и компактные кольца [4-10] обобщен нами в таблице 1.  

Табл.1. Изменение аварийности при применении мини-колец

Страна

Количество ДТП за год

Изменение показателя, %

До
переоборудования

После
переоборудования

в мини-кольцо

Австралия

1,045

0,57

-45

Бельгия

1,352

0,789

-42

Великобритания

-

1,77

-

Нидерланды

4,9

2,4

-51

США

5,9

1,43

-75

Франция

1,42

0,31

-78

Проанализировав табл. 1, можно делать заключение, что мини-кольца и компактные являются чрезвычайно эффективным инструментом снижения аварийности, которое составляет от 40 до 80%. Безопасность движения на кольцевом пересечении объясняется тем, что:

● количество конфликтных точек может быть снижено с 32 до 8 по сравнению с обычным пересечением;

● участники ДД, въезжающие на пересечение, должны уступить дорогу  участникам, двигающимся  по кольцу, вне зависимости от того, с какой боковой улицы они въезжают;

●все движение внутри пересечения поступает с одного направления; тем самым участники движения не должны следить за движением с нескольких направлений, чтобы найти свой временной интервал для въезда на пересечение;

● устраняется необходимость левого поворота перед встречным движением.

Увеличению общего количества кольцевых пересечений  способствует то, что, в отличие от многих других средств успокоения движения, область их применения достаточно обширна. В нашей стране нет классификации мини-колец и компактных колец, но в других странах вопросами применения кольцевых пересечений занимаются достаточно глубоко (табл.2 классификация кольцевых пересечений малого диаметра в США). Вместе с этим остается открытым вопрос о диапазонах значений интенсивности движения, при которых целесообразно использовать мини-кольца и, наоборот, нерегулируемые пересечения. При проезде кольцевого пересечения транспортному потоку, в том числе главного направления, приходится снижать скорость заметно больше, чем при проезде обычного нерегулируемого перекрестка, что влечет дополнительные потери времени.

Следовательно, необходимо определить максимально допустимые значения интенсивностей на мини-кольцах, при которых кольцевые пересечения являются эффективными. Другими словами, следует определить, когда задержки транспорта на мини-кольцах и компактных кольцах сопоставимы с задержками транспорта на нерегулируемых перекрестках. При этом верхняя граница для исследования интенсивностей задана ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения» [1];  выше данной границы рекомендуется применять регулируемые пересечения.

 

Табл. 2 - Кольца малого и среднего диаметра

(Roundabouts an Informational Guide. US Department of Transportation. FHWA-RD-00-067)

Тип кольцевого пересечения

Расчетная скорость, км

Внешний диаметр кольцевой проезжей части, м

Мини-кольцо

Mini-Roundabout

 

 

 

25

 

 

 

13 — 25

Городское компактное кольцо

Urban Compact Roundabout

 

 

 

25

 

 

 

25 — 30

Городское кольцо

(по одной полосе на входе)

Urban Single Lane Roundabout

 

 

 

35

 

 

 

30 — 40

 

Представляется, что такое сопоставительное исследование должно выполняться моделированием задержек и очередей на обычных нерегулируемых пересечениях и мини-кольцах при одинаковых задаваемых интенсивностях и составе потоков. Моделирование будет производиться с применением программных продуктов (VISSIM, АIМSUN) и численного моделирования. Критериями оценки являются: средние и суммарные задержки; длины очередей; пропускная способность;

Для обеспечения корректности результатов должны использоваться параметры, характерные для российских условий дорожного движения, например, значения граничных интервалов, что требует детального изучения характеристик движения на кольцевых пересечениях и нерегулируемых перекрестках. В настоящее время Транспортная лаборатория ИрГТУ выполняет такие исследования с целью определения области эффективного использования мини и компактных колец.

Литература

1. ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. М.: Стандартинформ, 2005 -103 с.

2. Dawn P. Guegan, Peter T. Martin and Wayne D. Cottrell.: Prioritizing Traffic Calming Projects Using the Analytic Hierarchy Process. Murray, Utah 2000.- 26p.

3. Aburahma A., Ramiz Al Assar: Traffic Calming in the U.S.A: A CRITICAL STATE OF THE ART REVIEW. Washington, DC: Institute of Transportation Engineers, 1998.- 25 р.

4. Taekratok T.: Modern roundabouts for Oregon. Salem, OR: Oregon Department of Transportation, 1998. - 124 р.

5. Jacquemart G.: Modern Roundabout Practice in the United States. Washington, D.C.: Transportation Research Board, National Research Council, 1998.- 74 с.

6. Antoine D.: The safety of roundabouts and traffic lights in, Belgium D.G. Department of Motorways and Highways, Walloon Ministry of Equipment and Transports, 2003.-20 р.

7. Kennedy J.: Review of Accident Research at Roundabouts, Wokingham, Berkshire, Transport Research Laboratory (TRL Limited), 2005.- 14 р.

8. Brilon, W.: Roundabouts : A State of the Art in Germany. Vail, Colorado 2005.- 16 р.

9. Flannery. A.: Geometric Design and Safety aspects of Roundabouts. Washington, DC,: Transportation Research Board, National Research Council, 2001.- 104 р.

10. Guichet B.: Evolution of Roundabouts in France and their New Uses. Vail, Colorado 2005. Ministère de l'Equipement et des Transports.- 7 р.