К вопросу
уточнения норм проектирования стоянок
у объектов
массового культурно-бытового тяготения
С.Б. Иевская
В статье
рассмотрен вопрос уточнения норм проектировании автомобильных стоянок,
обслуживающих крупные торговые объекты.
Организация дорожного движения (ОДД) в городах стала
достаточно частым предметом российских публикаций. Одной из важнейших проблем
остается совершенствование норм проектирования УДС и ОДД. При этом растущие
уровни автомобилизации населения и загрузки УДС порождают все новые задачи
проектирования. В частности, к числу таких новых задач, требующих разработки
методического обеспечения, относится проектирование ОДД в зонах крупных торговых
объектов.
Приведем пример из практики Иркутска. На северной границе
центральной исторической части города построен торговый центр «Фортуна», на
территории которого в пиковые дневные часы отмечается от 1000 до 1200 паркуемых
автомобилей. По результатам исследований, выполнявшихся несколько лет, средняя
продолжительность паркования в центре Иркутска составляет 90 мин. Простой
расчет показывает, что «Фортуна» порождает поток «к объекту» до 600-800 автомобилей
и, соответстветствующий поток «от объекта». Наличие такого фокуса тяготения
требует рассмотрения ряда задач, в том числе организации движения на приобъектных стоянках и прилегающей УДС.
В целом в нашей стране проектирование стоянок регламентирует
СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и
сельских поселений», основные положения которого были
разработаны еще в 80-х годах для других социальных и экономических условий. В
силу объективных причин при разработке данного нормативного документа не могли
рассматриваться появившиеся новые формы торгового обслуживания: супермакеты, гипермакеты и т.д.
Размер торговой площади. Количество парковочных мест может быть увеличено,
например, до показателя 1 место на 10–15 м2
торговой площади [3]. Такой расчет применяется для крупных торговых
предприятий – гипермаркетов, расположенных на окраине или за
городской чертой. Для небольших магазинов с торговым залом от 500 до 1000 м2 полученное расчетом количество парковочных
мест допускается снизить в 2,5 раза.
Специализация торгового объекта. Наличие в составе торгового центра предприятий или
отделов, притягивающих большое количество покупателей
и/или «задерживающих» посетителей внутри на значительное время,
требует большего количества парковочных мест.
Равномерность спроса и посещения торгового объекта. Торговый объект может испытывать значительные пиковые
нагрузки. В это время стоянка этого объекта должна вмещать автотранспорт всех
желающих, иначе покупатели отдадут предпочтение другим торговым центрам.
Удаленность от жилых или деловых районов, станций
и маршрутов движения общественного транспорта. Очевидно, что когда к торговому центру трудно
добраться пешком или на общественном
транспорте, количество парковочных мест должно быть достаточным.
Следует учитывать зарубежный опыт, в частности, представляет
интерес ряд количественных показателей, характеризующих функционирование
парковок. К их числу относится такой показатель как коэффициент
обеспеченности парковкой: отношение фактического количества парковочных
мест к количеству мест, требуемому нормативами.
В практике США, Канады, Англии применяется показатель
парковочный индекс (parking index) – количество мест на стоянках в расчете
на каждые
Значения парковочного индекса |
||
США |
Канада |
Англия |
4 — для торговых центров
с размером GLA от 25 000 до 400 000 кв. футов
(2 350 — 37 200 кв. метров), |
3,9 - для районного
торгового центра, 5,5-для межрайонного
торгового центра |
от 3,3 до 1,3 в зависимости
от места расположения торгового объекта относительно центра города |
Кроме того, при определении парковочного индекса учитывается
специализация предприятий торговли и услуг, например, наличие в составе
торгового центра (гигамакета) кинотеатров, кафе,
ресторанов и т.д. В США считается
[5], что на 3 места в кинотеатре должно приходиться одно место
на парковке, т.е. каждый третий посетитель приезжает в кинотеатр на
собственном автомобиле. Другая ситуация в России и в странах
бывшего СССР. Основными посетителями кинотеатров является молодежь и, следовательно,
парковочный индекс должен быть ниже. Действительно в Москва [3] парковочный индекс принимается от 4 до 6 в
зависимости от выше перечисленных факторов.
СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство.
Планировка и застройка городских и сельских поселений» фактически предлагает
всего один показатель – парковочный индекс. Для современных условий высокого
уровня загрузки УДС этого недостаточно, в частности остается открытым вопрос
оценки величины потока посетителей к объекту, пользующихся автотранспортом.
Представляется, что основными характеристиками функционирования
автомобильных стоянок в зонах крупных торговых объектов, которые должны
учитываться в проектах УДС и организации дорожного движения, являются:
- емкость
парковки;
- средняя
продолжительность паркования;
- коэффициент
неравномерности загрузки стоянки за дневной период (аналог коэффициента
суточного максимума).
Очень важным является совместный учет емкости стоянки
и средней продолжительности паркования, на основании которых может оцениваться
поток транспортных средств к объекту и от него. Соответственно определяется
проектное решение организации движения (количество въездов-выездов, доступ к магистральной УДС).
Полагаем, что сам парковочный индекс, на основании которого
определятся потребность в местах паркования, может учитывать несколько
показателей:
количество парковочных мест в расчете на один кассовый
аппарат или одного продавца (супермакеты, специализирующиеся
на торговле продуктами питания, для которых характерны относительно меньшая
длительность обслуживания, образование очередей посетителей при оплате
покупок);
количество парковочных мест в расчете на единицу площади
(крупные супермаркеты, гигамаркеты, предлагающие
широкий спектр услуг и товаров).
Наличие такой системы показателей, позволит более
точно прогнозировать потребности в местах паркования и дополнительные нагрузки
на УДС, вызываемые крупными торговыми объектами.
Литература