Оценка работы предприятий таксомоторного транспорта

Р.Н.Рогова

Излагается на конкретном примере методика анализа рентабельности реализации перевозок (рентабельности продаж) на предприятии таксомоторного транспорта..

 

Рассмотрим на конкретном примере предприятия таксомоторного транспорта анализ рентабельности реализации перевозок (рентабельности продаж). Предположим рентабельность (R) составила 10% , то есть на каждый рубль  выручки (В) получено 10 коп. прибыли от продаж (П): R = П/В. Хорошо это или плохо, достаточно высокий уровень этого показателя или нет? Исходные данные для анализа, как известно, приведены  в  форме №2 «Отчёт о прибылях и убытках» - см. табл.

 

п./п.

Показатели

За отчётный
период, т.р.

За аналогичный предшествующий период, т.р.

Отклонение

(+;-)

010

Выручка от продаж

2334

1736

+598

020

Себестоимость

1393

1086

+307

029

Валовая прибыль

941

650

+291

030

Коммерческие расходы

107

80

+  27

040

Управленческие расходы

362

227

+135

050

Прибыль от продаж

472

343

+129

 

На первом этапе определим  базисное  значение рентабельности продаж:

за предыдущий период:

R0  =  П 0 0 =  0  - С/С0 – КР0 – УР0/  В0) х100% = 343/1736х100%= 19,75%

за отчётный период:

R1  =  П 1 / В1 =  1  - С/С1 – КР1 – УР1/  В1)х100% = 472/2334х100%= 20,22%

отклонение составило:

R  =   R1  - R0   = 20,22-19,75=0,47%.

Вместе с тем, аналогичное предприятие при сравнении результатов работы с соблюдением условий сопоставимости имеет значение Rпродаж =23%.

Рассмотрим, каковы причины более низкого уровня рентабельности продаж анализируемого предприятия, используя метод факторного анализа.

Рассчитаем влияние выручки  от реализации перевозок

(+ 598т.р.) или (25,62%) на рентабельность   продаж:

R1 (влияние выручки) = (В1- С/С0 – КР0 – УР0/  В1)х100%  =  (2334-1086-80-227/2334)х100%= 40,32%.

R1 (за счёт изменения выручки) = 40,32% -19,75%= +20,57%.

Рост выручки на 25,62% привёл к росту рентабельности реализации перевозок  на 20,57%. Учитывая отраслевой характер деятельности, управленческие и коммерческие расходы можно распределить пропорционально выручке. Но, если неправильно выбрана база распределения, то будут сделаны неправильные выводы. Поэтому  необходимы отраслевые методические указания, а база распределения должна быть указана в учётной политике.

Так как выручка зависит от рациональной политики цен, необходимо проанализировать и дать оценку применяемым таксомоторным предприятием тарифов на перевозку пассажиров, провести сравнение различных вариантов с точки зрения их экономической эффективности, т. е. экономической выгоды.

На следующем этапе определяется влияние на рентабельность продаж  себестоимости таксомоторных перевозок:

R1 (влияние себестоимости) = (В1- С/С1 – КР0 – УР0 / В1)х100%  =  (2334-1393-80-227/2334)х100%= 27,16 %.

R1 (за счёт изменения себестоимости) = 27,16% -40,32%= - 13,16%.

Рост себестоимости перевозок привёл к снижению рентабельности продаж на 13,16%. Следовательно, на данном предприятии резко возросли затраты.

При дальнейшем  анализе следует рассмотреть какие именно элементы затрат привели к повышению себестоимости. Особое внимание надо уделить материальным затратам, оплате труда, отчислениям на социальное страхование, выбору амортизационной политики, а также рассмотреть возможные пути сокращения общепроизводственных и общехозяйственных расходов на основе их инвентаризации по каждой статье.

В заключение производится оценка влияния на рентабельность реализации перевозок изменения коммерческих и управленческих расходов.

R1 (влияние коммерческих расходов) = (В1- С/С1 – КР1 – УР0 / В1)х100%  =  (2334-1393-107-227/2334)х100%=  +26 %.

  R1 (за счёт изменения коммерческих расходов) = 26% -27,16%= - 1,16%.

Рост коммерческих расходов  также привёл к снижению рентабельности реализации перевозок на 1,16%.

В свою очередь рост управленческих расходов снизил рентабельность реализации перевозок на  5,78 %.

R1 (влияние управленческих расходов) = (В1- С/С1 – КР1 – УР1 / В1)х100%  =   20,22 %.

  R1 (за счёт изменения управленческих расходов) = 20,22%-26% = -5, 78%.

(баланс факторов: ∆ R =R1 - R0= 20,22-19,75=0,47%=∆  Rвыручки + ∆ Rсебестоимости + Rкоммерческих расходов     + ∆Rуправленческих расходов     =  +20,57-13,16-1,16 -5,78  = 0,47).

Аналогичное предприятие таксомоторного транспорта в условиях сопоставимости имеет уровень рентабельности продаж 23%. Следовательно, предприятию необходимо пересмотреть свою финансовую стратегию. Финансово–устойчивым  является предприятие, которое  за счёт собственных средств покрывает средства, вложенные в активы, не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности, расплачивается в срок  по своим обязательствам.  Сегодня, в условиях финансового кризиса, в первую очередь, необходим своевременный анализ экономической ситуации на предприятии, выявление положительных и отрицательных факторов, влияющих на результаты работы. Поиск ранее неиспользованных резервов приведёт к принятию  эффективных управленческих решений именно на основе анализа, профессионального суждения и разумной уверенности.