Еще раз о подготовке магистров

А.Ю. Михайлов

В статье сборника 2008г. автор сожалел о нехватке у нас специалистов в области транспортных систем городов. Можем ли мы воспользоваться новой системой высшего образования как средством обеспечения должного уровня подготовки градостроителей-транспортников и муниципальных управленцев-транспортников? В статье обсуждаются особенности учебных курсов подготовки магистров зарубежных вузов.

 

Выделим главное в системе 4+2 (4 года бакалавриата + 2 года магистратуры). Цель нововведения – повышение качества образования и обеспечение академической мобильности. Сначала обсудим вторую составляющую – академическую мобильность.

            В зарубежной образовательной практике мобильность является важнейшим инструментом, обеспечивающим выбор дипломированным бакалавром специальности магистратуры и места ее прохождения. Направления и специализации магистратуры выбираются самим вузом в соответствии с имеющимися научными школами (т.е. по направлениям научной деятельности ведущих профессоров). О масштабах мобильности можно судить по записям в Curriculum Vitae самих преподавателей вузов на университетских сайтах.

В рамках системы «бакалавр-магистр» нет строгого единообразия. Приведем в качестве контрастных примеров университеты Штутгарта и Лидса.

Двухлетнюю магистратуру в области планирования (MIPMaster of Infrastructure Planning) в Штутгарте проходит разнообразный контингент - география от Непала до США. Главной доктриной обучения объявляется междисцилинарный, интегральный подход. В магистратуру принимаются обладатели диплома бакалавра или специалиста (специальности гражданский инженер - civil engineering, архитектура - architecture или градостроительство - urban planning), имеющие профессиональный стаж 3 и более лет, или отменные академические показатели. Семь обязательных дисциплин составляют примерно 15% академического курса, некоторые из них приведены в табл. 1:

Таблица 1

Общий курс (General)

Введение в планировку (Introduction to Integrated Planning)

Общий курс (General)

Экономические аспекты планирования инфраструктуры (Economic Aspects of Infrastructure Planning)

Общий курс (General)

Статистика и обработка данных (Statistics and Information Processing)

Районная и городская планировка (Urban & Regional Planning)

Районная планировка (Regional Development Planning)

Городская планировка (Urban Planning )

Транспорт (Transport)

Транспортное планирование и моделирование (Transport Planning & Modelling )

           

После прохождения обязательных курсов (Mandatory Courses) магистры приступают к дисциплинам по выбору - дисциплинам специализаций MIP, каковыми являются: городская и региональная планировка, транспорт, инженерная инфраструктура (водоснабжение, канализация, водоочистка и переработка отходов).

Как полнейший контраст по отношению к «штутгартской модели» можно рассматривать опыт Института транспортных исследований (Institute for Transport Studies) университета Лидса, специализирующегося исключительно в области транспортного образования. Этот институт готовит бакалавров по четырем направлениям, с непривычными для нас названиями:

·   Экономика и транспортные исследования (Economics with Transport Studies);

·   Менеджмент транспорта (Management with Transport);

·   География и транспортное планирование (Geography with Transport Planning);

·   Окружающая среда и транспортное планирование (Environment and Transport Planning).

Направления магистратуры (обучение 2-3 года) имеют некоторые отличия:

·   Экономика транспорта (Transport  Economics);

·   Транспортное планирование (Transport Planning);

·   Транспортное планирование и организация дорожного движения (Transport Planning and Engineering) - подготовка - магистров или инженеров;

·   Транспортное планирование и окружающая среда  (Transport Planning and Environment).

Как видим, названия программ подготовки бакалавра и магистра совпадают в одном случае (полагаем, что Environment and Transport Planning = Transport Planning and Environment).

Среди преподаваемых в Лидсе дисциплин обратим внимание на «Принципы транспортного моделирования» (Principles of Transport Modelling). Предмет должен обеспечить «…понимание роли и целей основных транспортных моделей…». Моделирование рассматривается как процесс, включающий 4 этапа: генерация корреспонденций (generation), оценка матрицы корреспонденций (estimating the trip matrix), разделение передвижений по видам транспорта (modal split), моделирование транспортных сетей (network assignment).

Зададимся вопросом, что общего между двумя столь непохожими школами подготовки Штутгарта и Лидса? Прежде всего - Transport Planning & Modelling. Рассматриваемая (фундаментальная?) дисциплина с небольшими вариациями (demand estimation вместо generation и т.д.) обнаруживается на университетских сайтах Европы, Северной Америки, Австралии.

Работая с аспирантами, получившими образование по специальности «ОАП» - «Организация автомобильных перевозок», все более убеждаюсь, что курс Transport Planning & Modelling должен быть обязательным. В рассматриваемом контексте хочется отметить Харьковскую национальную академию городского хозяйства, за рефератами диссертаций которой слежу с большим интересом - почти всегда в них присутствуют оценка транспортного спроса, матрицы корреспонденций, моделирование транспортных сетей и т.д.

Поделюсь результатами изучения раздела «Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра по направлению «градостроительство» стандарта направления 270400 – Градостроительство». Сколько не тщился, но слов «транспортное планирование и моделирование» в стандарте (включая описание самой специализации 270409 «Транспортные инфраструктуры города») так и не нашел. Свято место пусто не бывает. Предмет «Транспортное планирование» присутствует в учебном курсе специальности «Интеллектуальные транспортные системы», открытой в Ростовском государственном архитектурно-строительном университете. 

Дисциплине «Транспортное планирование и моделирование» должна предшествовать математическая подготовка. Но какая? Как человеку, обучавшемуся по стандартной метаматематической программе технических ВУЗов, мне представляется актуальным ввести «Количественные методы в транспортном планировании» (Quantitative Methods in Transportation Operation) [1], включающем (цитирую выдержки): технику научных исследований, линейное программирование, теорию очередей, потоковые алгоритмы и т.д. Это обеспечит прямую связь математической подготовки и изучения современных инструментов транспортного анализа. Нехватку математических знаний автор ощутил не в аспирантуре, а после, в качестве участника разработки КТС, работая инженером в НИПИ Генерального плана Ленинграда. 

Поскольку ведется дискуссия о необходимости подготовки инженеров-планировщиков (или инженеров-градостроителей), можно еще упомянуть факультет Гражданских инженеров и информационных технологий университета Wisconsin-Madison (США) [3]. Факультет ведет подготовку магистров по восьми очень разным транспортным направлениям (от дорожных материалов до интеллектуальных транспортных систем), в число которых входит и «Планирование городских систем» (Urban Systems Planning). Перечень дисциплин этой специальности включает следующие позиции:

·   Принятие решений в области гражданской инженерии и охраны окружающей среды (Civil and Environmental Engineering Decision Making);

·   Воздействие транспортных систем на окружающую среду (Environmental Impact of Transportation Systems);

·   Городское транспортное планирование (Urban Transportation Planning);

·   Геоинформационные системы (Computerized Land Information Systems);

·   Анализ влияния транспортных систем (Traffic Impact Analysis);

·   Избранные разделы безопасности дорожного движения (Advanced Topics in Transportation Safety Engineering);

·   Моделирование транспортного спроса и обеспечения транспортного обслуживания (Advanced Transportation Demand and Supply Modeling);

·   Управление инфраструктурой (Management of Infrastructure Systems);

·   Экономика города (Urban Economics);

·   Прикладной математический анализ (Applied Multivariate Analysis);

Таким образом, инженеров-планировщиков (магистров по планированию инфраструктуры) с одинаковым успехом готовят как в «градостроительной магистратуре» (Штутгарт), так и в «транспортной магистратуре» (Висконсин). Важны не названия направлений подготовки магистров, а сами учебные программы,  их состав и наполнение.

Автор затратил достаточно много времени на анализ доступных в Интернете диссертаций магистров и PhD–диссертаций транспортного направления Виргинского политехнического института. По моей субъективной оценке, увиденные работы отличало разнообразие тематик исследований, высокий уровень математической подготовки, применение макро- и микро- моделирования. Удалось найти искомое – пример диссертаций магистра и доктора философии, выполненных одним автором (табл. 2 и 3), что позволяет закрыть дискуссии об уровне магистерских диссертаций и требованиях, предъявляемых к ним.

Вернемся к упомянутой в начале статьи цели реформы – повышению качества образования. Магистерская степень – элитарная профессиональная подготовка, которую получают 15-20% обучающихся в западных вузах студентов.

Таблица 2

Документ

Диссертация (Master's Thesis)

Имя

Zhang, Yihua

Название

Изучение приоритетного движения общественного транспорта при применении системы адаптивного регулирования SCOOT (An Evaluation of Transit signal Priority and SCOOT Adaptive Signal control)

Степень

Магистр (Master of Science)

Факультет

Civil Engineering

Руководители

(Advisory Committee)

·  Hesham Rakha - председатель

·  John Collura

·  Wei-hua Lin

Ключевые слова

·  SCOOT

·  Приоритет общественного транспорта на регулируемых пересечениях (Transit Signal Priority)

·  Модель интеграции (Integration model)

·  Интеллектуальные транспортные системы (Intelligent Transportation Systems)

·  Адаптивное трегулирование (Adaptive Signal Control)

Дата защиты

14-05-2001

Таблица 3

Документ

Диссертация (PhD Thesis)

Имя

Zhang, Yihua

Название

Моделирование пропускной способности участков переплетения потоков скоростных дорог (Capacity Modeling of Freeway Weaving Sections)

Степень

Доктор философии (PhD)

Факультет

Civil Engineering

Руководители

(Advisory Committee)

·  Hesham Rakha - председатель

·  Dusan Teodorovic

·  Ihab El-Shawarby

·  Pushkin Kachroo

·  Samuel Tignor

Ключевые слова

·  Моделирование движения транспортных потоков (Traffic Modeling)

·  Программа INTEGRATION (INTEGRATION Software)

·  Руководство по оценке пропускной способности (Highway Capacity Manual)

·  Моделирование участков переплетения (Modeling of Weaving Sections)

·  Анализ пропускной способности (Freeway Capacity Analysis)

Дата защиты

09-05-2005

 

Хотелось коснуться особенностей преподавания дисциплин, связанных с проектированием городских улиц и дорог, транспортных сооружений, городских путей сообщения. В последние полтора десятилетия в североамериканской инженерной и градостроительной литературе стало использоваться понятие Context Sensitive Design (CSD), как своеобразная антитеза понятию «Conventional Roadway Design» (последнее можно переводить как «обычное дорожное проектирование»). Термин Context Sensitive Design (назовем его контекстный дизайн) объясняют как «… искусство разработки проекта с учетом нужд пользователей и интересов местных общин, требований охраны окружающей среды…». Выделяют несколько ключевых принципов контекстного дизайна [2]:

·   баланс таких факторов как: безопасность движения, транспортный спрос, общественные интересы, требования охраны окружающей среды;

·   широкое и постоянное вовлечение общественности в процесс проектирования;

·   междисциплинарный подход к проектированию на всех его этапах;

·   гибкое применение норм проектирования;

·   включение требований эстетики в состав проекта.

Появление CSD обусловлено очевидным ростом интереса к ландшафтному проектированию, к сохранению культурного и архитектурного наследия, исторической (или «традиционной») городской среды. Думается, что эти тенденции должны найти какое-то отражение и в наших будущих учебных программах.

В завершении выскажу сомнения. Болонский процесс и прилагаемые к нему академическая мобильность и эквивалентность образования подразумевают возможность легкого перемещения из одного университетского города в другой. Европейцам это доступно в силу их европейских уровня жизни и расстояний. Не будет ли подготовка магистров в области транспортных систем городов роскошью, доступной лишь нескольким городам страны - «оазисам градостроительной мысли»?

Вывод. Как и при подготовке аспирантов, подготовка магистров требует основательной организации научной работы и серьезной материальной базы. Поскольку конструкция магистратуры базируется на научной школе, резко возрастает роль профессоров и научно-исследовательской деятельности выпускающих кафедр. После ухода из жизни Дмитрия Сергеевича Самойлова зададимся вопросом, где и сколько научных школ в области городского транспорта мы имеем?

Литература

1.  http://www.civil.utah.edu

2.  http://www.contextsensitivesolutions.org/content/topics/what_is_css

3.  http://www.engr.wisc.edu/cee

4.  http://www.isv.uni-stuttgart.de

5.  http://www.its.leeds.ac.uk/pgcourses/msctp.php