ДАНЦИГ РОБЕРТ АРНОЛЬДОВИЧ (1910 - 1975)

Л.В. Булавина

Роберт Арнольдович Данциг родился в 1910 году в г. Семипалатинске. В 1930 году окончил Строительное отделение Уральского индустриального техникума и был направлен на работу в Проектно - изыскательную контору "Уралдорпроект", работал в должности начальника изыскательной партии. В 1931-34 гг. продолжил учебу в Ленинградском автомобильно - дорожном институте им. В.В. Куйбышева.По окончании института вернулся в "Урапдорпроект''. В конце 1934 года по распоряжению ЦУ Дортранса был переведен на преподавательскую работу в Свердлова кий дорожно- механический техникум Гушосдора НКВД. Четыре года преподавал курс "Изыскания и проектирование дорог", с 1936 по 1938 год занимал должность директора по учебной части.

В 1938 году перешел на работу в институт УНИИпромедь, где проработал до 1945 года в должности старшего инженера и инженера - бригадира в секторе генпланов и транспорта. В 1945 году Роберт Арнольдович поступил в аспирантуру при кафедре "Изыскания и проектирование автомобильных дорог" МАДИ и после ее окончания работал в Уральском Лесотехническом институте преподавателем кафедры геодезии.

27 декабря 1951 года в Ученом Совете МАДИ защитил диссертацию по теме "Исследование значения кольцевых автомобильных дорог в обход крупных городов и принципов проектирования их трассы" на соискание ученой степени кандидата технических наук.

В 1952 году Р.А. Данциг перешел на работу во вновь организованный Уральский НИИ Академии Коммунального хозяйства старшим научным сотрудником сектора благоустройства городов, а с 1953 года занимал должность руководителя сектора городских дорог.

С 1953 года Р.А. Данциг полностью посвятил себя работе в Уральском политехническом институте им. С.М. Кирова сначала по совместительству (1953-56 гг.), а с 1956 года - принят по конкурсу в штат института на должность доцента кафедры Городское строительство. В 1956 году ему присвоено звание доцента.

Р.А. Данциг был членом Союза архитекторов СССР. Под его руководством выполнено пять кандидатских диссертаций.

С апреля 1966 года Роберт Арнольдович был избран заведующим кафедрой "Городское строительство" и находился на этом посту до конца своей жизни; являлся членом Ученого Совета строительного факультета и Ученого Совета УПИ им. С.М. Кирова, Совета по присуждению ученых степеней. Данциг Роберт Арнольдович был неугомонным и энергичным человеком, чрезвычайно жизнелюбивым и жизнедеятельным, обладал высокими организаторскими способностями. Ему принадлежит большая роль в созидании и укреплении кафедры и специальности Городское строительство. Он создал и возглавил на кафедре научное направление по транспортной тематике, которое живо до сих пор. Одним из первых в стране он организовал транспортные обследования в городах Урала и Казахстана. Под его руководством был выполнен комплекс обследований интенсивности движения в Свердловске, обследование взаимокорреспонденций транспортных районов города, реализуемых на безрельсовом транспорте (впервые в СССР в 1963 г.), обследование подвижности и расселения населения Свердловска (1965 - одно из первых в послевоенное время), исследование влияния транспортно-планировочных факторов на безопасность движения по сети магистральных улиц.

Проведенные в Свердловске комплексные транспортные обследования положены в основу обоснования и создания в городе метрополитена. В 1965 году в Свердловске одновременно с коллективом исследователей КиевНИИПградостроительства были созданы "Методические указания по проведению транспортных исследований в городка". Р.А. Данциг положил начало традиции проведения в Свердловске научно- практических конференций, посвященных проблемам транспортных систем городов. Он создал аспирантуру по проблеме "транспорт в градостроительстве", которую закончили В.В. Берзон, С.А. Ваксман, Т.П. Воскресенская, А.К. Заремба, В.П. Сеткин, Л.В. Шиляева.


Публикации по транспортным системам городов

1.Данциг Р.А. Некоторые вопросы проектирования кольцевых и автомобильных дорог в работе крупных городов. - М., 1950 (Тр. МАДИ, вып.15)

2.Данциг Р.А. Исследования современной загрузки улично-дорожной сети крупного города. / Тезисы докладов ХХП науч.-неслед. конф., 11-18 апреля 1964 года. - М.,1964., с.71-73 (МАДИ)

3.Данциг Р., Ставничий Ю. Влияние градостроительных факторов на безопасность уличного движения. // Архитектура СССР, 1964., №7, с.14

4.Данциг Р., Ставннчий Ю. Городское движение и дорожно-транспортные происшествия. // Городское хозяйство Москвы, 1965, №7

5.Данцнг Р.Г., Воскресенская Т.П. О влиянии расстояний между перекрестками на пропускную способность проезжей части улиц и дорог. - Киев: Буд1вельник, 1966 (В помощь проектировщику-градостроителю вып. 4)

6.Данциг Р.А., Сеткин В.Д. О методике выборочных анкетных обследований населения в крупных городах. / Материалы юбилейной науч.-техн. конф. - Пермь: ППИ, 1967

7.Данциг Р.А., Берзон В.В., Сеткин В.П. Обследование передвижений населения к объектам культурно-бытового обслуживания. - Киев: Буд(вельник, 1968 (В помощь проектировщику- градостроителю, №3)

8.Данциг Р.А., Берзон В.В. Влияние социальных и градостроительных факторов на передвижение населения. / Материалы II науч.-техн. конф. - Свердловск: УПИ, 1968, с.17

9.Данцнг Р.А., Берзон В.В., Ваксман С.А., Сеткнн В.П., Шиляева Л.В. Методика и практика обследования передвижений городского населения // Проблемы градостроительства на Урале и в Западной Сибири. - Свердловск, 1969, с.70-76. (Тр./УПИ, №169).

10.Данциг Р.А., Ваксман С.А. Изучение современной загрузки улично-дорожной сети в городах. // Проблемы градостроительства на Урале и в Западной Сибири. - Свердловск: УПИ, 1969,с.71-82 (Тр. УПИ, №169)

11.Данцнг Р.А., Шиляева Л.В., Ваксман С.А. О закономерностях трудового тяготения городского населения // Вопросы городского транспорта. - Киев: Буд|вельник, 1970, с. 36-42 (В помощь проектировщику - градостроителю, вып.3)

12.Данциг Р.А. Актуальные проблемы городского транспорта. / Материалы 111 науч.-техн. конф. Секция - градостроительство и архитектура. - Свердловск, 1970, с.33-37 (Тр. УПИ)

13.Данцнг Р.А. Комплексные транспортные обследования в городах. Архитектура и графика. / Доклады XXVIII науч. конф., 2-8.02.1970 - Л., 1970, с.145-146 (Тр. ЛИСИ)

14.Данцнг Р.А. Методика и практика комплексных транспортных исследований. // Транспорт и пути сообщения в городах / Материалы респуб. науч.-техн. конф. - Алма-Ата, 1971, с.3-87

15.Данциг Р.А., Кулик Н.Г., Шиляева Л.В., Блоха М.В., Сударчиков Д.Д. Изучение работы таксомоторного парка Свердловска // Современное состояние и перспективы развития транспортных систем крупного города / Тезисы докладов 11 Свердловской науч.-техн. конф., 17-19 сентября. Вып.2 - Свердловск, 1974, с.22-27

16.Данциг Р.А. Методы проведения и организации комплексных транспортно-социологических исследований населения города. // В кн.: Овечннков Е.В., Фишельсон М.С. Городской транспорт. - М:: Высшая школа, 1976, с. 233-238


© S.Waksman, 2002