И.О. Пихлак
И.Г. Демкин - инженер-строитель, исследователь транспортных проблем, историк архитектуры родился 6 июня 1929 г. в Севастополе в семье военного моряка, умер в Таллинне 4 октября 1976 г. С 1949 г. учился в Ленинграде в Высшем инженерно-техническом училище Морского Флота, которое окончил по специальности инженер-строитель в 1954 г. С 1956 г. жил в Таллинне. Работал в 1956 – 1958 гг. преподавателем в Таллиннском Политехникуме, в системе Эстонской Железной Дороги (1958 – 1961 гг.), в 1961 – 1966 гг. в Горисполкоме руководителем инспекции исторических зданий (у Д. Брунса), в Госстрое, старшим научным сотрудником в НИИ Строительства (там он руководил работой аспирантки М. Виллеми) в 1968 – 1973 гг. и с 1973 по 1976 гг. – в Госплане Эстонии. Защитил в 1968 г. кандидатскую диссертацию по теме «Развитие общегородского центра на примере Таллинна (транспортные вопросы)» в Совете ЦНИИП Градостроительства (научный руководитель - к.т.н. О.К. Кудрявцев).
И.Г. Демкин занимался планировкой и организацией транспорта Таллинна и других эстонских городов. Он был соавтором КТС Таллинна. По его инициативе в 1969 г. начались исследования маятниковой миграции в эстонских городах. Его статьи публиковались в журналах «Строительство и Архитектура» и «Техника и Производство» (оба - на эстонском языке), в сборниках научных трудов НИИ Строительства, КиевНИИПградостроительства, Союза Архитекторов СССР, в сборниках многочисленных научных конференций в Ленинграде, Вильнюсе, Свердловске, Таллинне и др.
Удивительно, что Игорь Демкин работал во всех сферах транспорта: морского, рельсового, воздушного и наземного (автомобильного) плюс архитектура и планировка. Уже после его смерти в 1977 г. вышла в свет его монография на эстонском, русском и немецком языках «Элиель Сааринен и его «Большой Таллинн» (Djomkin Igor. Eliel Saarinen ja «Suur - Tallinn». – Tallinn: Kunst, 1977 – 65с. + 14 илл.), в которой он осветил один из важнейших проектов истории градостроительства Эстонии – конкурсный проект генплана Таллинна (1912 г.) - с исторической и градостроительной точек зрения. Монография содержит чертежи, перспективные виды и пояснительную записку проекта Э. Сааринена. Все исследователи Э. Сааринена ссылаются в своих статьях на работу И. Демкина.
P.S. При составлении этого обзора автор опирался на материалы О. Коченовского в биографическом лексиконе эстонского искусства и архитектуры (Эстонское Энциклопедическое изд. Таллинна, 1996 г.) и беседы с Д. Брунсом и Т. Метсвахи.
Список публикаций И.Г. Демкина
1. Демкин И.Г. О проекте планировки города Таллина, разработанном
в 1912 году архитектором Эллелем Саарине-ном // Строительство
и архитектура, 1963, №3
2. Демкин И.Г. О новом генеральном плане Таллина // Строительство
и архитектура, 1964, N1
3. Демкин И.Г. Некоторые выводы проведения транспортных обследований
в Таллине // Строительство и архитекту-ра, 1965, №2
4. Демкин И.Г. О некоторых аспектах транспортной планировки
// Актуальные вопросы развития городского транспорта в Таллине
/ Материалы город. науч.-техн. конф. - Таллин, 1966, с.77-85
5. Демкин И.Г. Основы критериев транспортной планировки // Вопросы
экономики градостроительства в Эстонской ССР / Сб.статей. -
Таллин, 1966
6. Демкин И.Г. Транспорт и планировка центральных районов старых
городов // Транспорт и планировка городов Вильнюса и Каунаса
/ Материалы межресп. конф. - Каунас, 1968, с.45-47
7. Демкин И.Г. Перспективы развития индивидуального транспорта.
// Транспорт и планировка городов Вильнюса и Каунаса / Материалы
межреспубликанской конференции 22-24 мая 1968г. – Каунас, 1968,
с. 72.
8. Демкин И.Г. Методика и цели проведения обследований кратковременных
миграций в городах // Город и пассажир / Тезисы докладов к I
Ленинградской науч. конф. по обследованию и прогнозированию
пассажиропотоков. - Ленинград, 1969, с.102-108
9. Демкин И.Г. Методологические основы исследования легковых
миграций в городах Эстонской ССР // Исследования по строительству,
XI. - Таллин, 1969
10. Демкин И.Г. Транспортные обоснования целесообразности проведенияя
реконструктивных мероприятий при развитии общегородского центра
г. Таллина / Проблемы планировки и застройки городов. - Кишинев:
Тимпул, 1969, с.151-161
11. Демкин И.Г., Пиир М.А. Перспектива развития индивидуального
транспорта в Ленинграде // Проблемы скоростного транспорта
в крупных городах. – Киев: Будiвельник, 1969, с. 12-17
12. Демкин И. Некоторые результаты обследований кратковременных
посещений Марьяма в Эстонской ССР // Градостроительство. Городской
транспорт. Дороги / Материалы юбилейной респ. науч.-техн. конф.
по вопросам строи-тельства и архитектуры. - Вильнюс, 1970, с.129-133
13. Демкин И.Г. О методике обследования маятниковых миграций
населения // Материалы III науч.-техн. конф. Уральского политехнического
института им.Кирова. Секция градостроительствo и архитектура.
- Свердловск, 1970, с.48-49
14. Демкин И. Некоторые общие выходы по обследованию маятниковых
миграций города Хаапсалу // Городское строительство и транспорт.
Архитектура. / Материалы II респ. науч.-техн. конф. по вопросам
строительства и ар-хитектуры. - Вильнюс, 1971, с.15-16
15. Демкин И.Г. Соотношения общественного и индивидуального
транспорта в центральной части города // Транспорт и пути сообщения
в городах / Материалы науч.-техн. конф. - Алма-Ата, 1971, с.145-149
16. Демкин И.Г. Взаимодействие города с его окружающей зоной
// Городской транспорт и организация городского движения / Тезисы
докладов к науч.-практ. конф. - Свердловск, 1973, с.165-171
17. Демкин И.Г. Некоторые градостроительные выводы исследования
кратковременных посещений городов Эстонской ССР // Преобразование
городской среды / тезисы докладов респ. науч.-техн. конф. -
Минск, 1973, с.42-46
18. Демкин И.Г. О совершенствовании проектно-планировочной практики
в области городского движения // Архитектура и транспорт. -
Таллин, 1973, с.89-93
19. Демкин И.Г. Внешний пассажирообмен города // Современное
состояние и перспективы развития транспортных систем крупного
города / Тезисы докладов ко II науч.-техн. конф. Вып.1. - Свердловск,
1974, с.102-104
20. Демкин И.Г. Об общих чертах внутри- и внегородской подвижности
населения // Городское строительство и коммунальной хозяйство,
транспорт / Материалы V респ. конф. по вопросам строительства
и архитектуры. - Вильнюс, 1974, с.28-30
21. Демкин И.Г. Развитие транспортной системы Таллина // Транспортная
система городов различной величины. - Киев: Будiвельник, 1974,
с.71-79 (В помощь проектировщику-градостроителю)
22. Демкин И.Г. Внешние связи города Пярну // Градостроительство
и архитектура. Исследования по строительству. - Таллин, 1975,
с.81-99 (НИИС ГК СМ ЭССР по делам стр-ва)
23. Демкин И.Г., Виллеми М.Т. Некоторые стороны изучения внешнего
пассажирообмена ряда городов Эстонской ССР // Город и пассажир:
градостроительные проблемы развития пассажирского транспорта
/ Тезисы докладов к III Ленинградской науч. конф.- Ленинград:
Стройиздат, 1975, с.249-255
24. Демкин И.Г., Метсвахи Т.Х. Внешние пассажирские связи крупного
города // Транспортные проблемы современного градостроительства
/ Тезисы докладов всесоюзного семинара. - Киев, 1975, с.64-65
О КНИГЕ И.Г. ДЕМКИНА “ЭЛИЕЛЬ СААРИНЕН И ЕГО “БОЛЬШОЙ
ТАЛЛИН”
С.А. Ваксман
Хотя указанная книга формата 60 х 90 / 4 (h x b = 43,5 x 29 см) и вышла тиражом 2500 экземпляров, но широкому кругу специалистов в России она почти не известна. Именно поэтому есть необ-ходимость остановиться на этой, во многом уникальной книге И.Г. Демкина более подробно.
Имя и творчество Э. Сааринена – знаменитого финского архитектора и градостроителя специа-листам известно достаточно хорошо по проектам столицы Австралии Канберры (1912 г.) и Большого Хельсинки (1918 г.)… Но вот одна из центральных и, по-видимому, наиболее интересных его работ – проект реконструкции и развития Таллина, названный его автором «Большим Таллином», - оказался почему-то забыт. Как отмечал И.Г. Демкин, даже в своей книге «The City, its Growth, its Decay, its Future» (N.Y., 1943) Э. Сааринен этот проект упоминает вскользь. Может быть это было связано с тем, что пояснительная записка к проекту была утеряна, а сохранилась только графическая часть проекта (23 выполненных в цвете чертежа). Даже если бы И.Г. Демкин только систематизировал все, что было известно об этом проекте, то и тогда его заслуги были бы высоко оценены. Однако, И.Г. Демкин избрал очень трудный, но весьма плодотворный подход. Монография состоит как бы из трех самостоятельных частей.
Первая – «Обстановка, предшествующая разработке проекта планировка Таллина Э. Саариненом» - содержит описание экономики и хозяйства города накануне объявления конкурса и разработки проекта. Здесь интересны два обстоятельства: 1) конкурс был объявлен по предложению Ревельского (так тогда назывался Таллин) общества домовладельцев; 2) в международное жюри входили д-р инж. Н. Штюббин и проф. Т. Гекке из Берлина, арх. Б. Юнг из Хельсинки и проф. Г. Дубелир из Киева (напомним, что он является одним из родоначальников науки о планировке городов с учетом транспорта).
Вторая – «Большой Таллин» с позиции сегодняшнего дня» – содержит
анализ принципов разработки проекта («Это не директива, - пишет
И.Г. Демкин, - указывающая наиболее целесообразные пути развития
и переустройства города на базе соответствующих нормативных
данных, а очень гибкая, убеждающая своей логичностью и аргументированностью
рекомендаций». Не правда ли, очень актуальная проблема на сегодня
и завтра), динамики расчетной численности населения. Зонирование
территории, расселения (в проекте Э. Саариненом приведена была
точечная планограмма расселения населения различных групп –
напомним, это проект 1912 г.), размещения промышленности, транспортное
решение с дифференциацией магистралей, озеленение города и т.д.
Третья часть воспроизводит проект «Большого Таллина»: задание,
описание проекта и графику.
Сегодня, когда речь идет о разработке стратегических планов
развития крупнейших городов, книга И.Г. Демкина представляет
огромный интерес.