|

Михаил Самуилович Фишельсон
Памяти Учителя
И.Г.Аванесов, А.Ю.Белинский, М.В.Зенгбуш,
Ф.А.Касумов, В.А.Ким, А.Ю.Михайлов, Т.В.Москалева, М.А.Пиир,
Р.М.Пиир, О.С.Садыхова, Л.И. Свердлин, Е.А.Шестеров и другие
В сентябре 1995 года на 85-м году жизни в
Петербурге скончался выдающийся ученый в области городского
транспорта и улично-дорожной сети доктор технических наук, профессор
Михаил Самуилович (Семенович) Фишельсон.
Профессиональная деятельность М.С.Фишельсона
началась в 1933 году в Ленинградском научно-исследовательском
институте коммунального хозяйства, где он окончил аспирантуру
и в 1937 году ему была присвоена ученая степень кандидата технических
наук. На основе диссертационной работы в 1938 г. вышла первая
монография М.С.Фишельсона "Планировка улиц", в которой
излагались принципы планировки городских улиц в соответствии
с требованиями транспортного движения, оценивались планировочные
решения перекрестков, а также пропускная способность транспортных
элементов улиц.
В 1939 году молодой ученый призван в ряды
Красной Армии в качестве рядового и отправлен на Дальний Восток,
где ему довелось пройти дороги Великой Отечественной войны,
быть военным журналистом, корреспондентом газеты "Тревога".
Завершив военную службу в мае 1946 г. в звании капитана, М.С.Фишельсон
возвращается в Ленинград к прерванной научной деятельности и
вновь работает руководителем отдела в ЛенНИИАКХ, затем ГИПом
в Ленгипрокоммунстрое.
В 1952 году началась педагогическая деятельность
Михаила Семеновича в Ленинградском инженерно-строительном институте,
где он проработал в течение 36 лет в качестве доцента, профессора
и заведующего кафедрой городского строительства. За эти годы
он воспитал и "выпустил в свет" сотни учеников. Своими
блестящими лекциями Михаил Семенович сумел пробудить у них интерес
к одной из наиболее увлекательных специальностей - исследователя
проблем городского движения. Под научным руководством М.С.Фишельсона
18 аспирантов стали кандидатами технических наук. В 1978 г.
М.С.Фишельсон за заслуги в области высшего образования награжден
МВиССО СССР нагрудным знаком "За отличные успехи в работе".
Высокий профессиональный уровень деятельности М.С.Фишельсона
получил признание специалистов соответствующего профиля. Он
являлся членом президиума всесоюзного научно- методического
Совета по высшему автомобильно-дорожному образованию, членом
Совета по проблеме "Безопасность дорожного движения"
Государственного Комитета Совета Министров СССР по науке и технике.
За боевые заслуги, трудовые успехи и огромную общественную деятельность
М.С.Фишельсон награжден 15 правительственными наградами, в том
числе орденом "Красная звезда", орденом Отечественной
войны II степени.
Обладая энциклопедическими знаниями и огромной
работоспособностью, Михаил Семенович постоянно занимался научной
деятельностью. Он являлся автором 95 опубликованных научных
трудов общим объемом более 300 печатных листов. Многие из его
монографий стали популярными учебниками для студентов и "настольными
книгами" для специалистов, работающих в области городского
движения и транспорта. В 1972 году Михаилу Семеновичу была присуждена
ученая степень доктора технических наук по совокупности опубликованных
работ по вопросам расчета и проектирования городских транспортных
сетей. Для трудов М.С.Фишельсона характерны широкий научный
кругозор и разнообразие исследуемых проблем, основным направлением
которых являлись вопросы взаимодействия транспорта и планировки
городов. В круг научных интересов Михаила Семеновича входили
исследования как общих закономерностей передвижений населения,
планировочной структуры улично-дорожной сети, так и конкретных
вопросов пропускной способности городских путей сообщения и
транспортных узлов.
Михаил Семенович являлся примером счастливого
сочетания качеств выдающегося ученого, специалиста высшего класса
и обаятельного человека, обладающего искрометным юмором, доброжелательного
к окружающим, особенно к своим ученикам. Все, кому довелось
знать Михаила Семеновича, учиться у него, работать с ним, сохранят
светлую память о нем на долгие годы.
БИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ М.С.ФИШЕЛЬСОНА
Родился в 1910г, в г.Ростове-на Дону.
В 1929г. поступил на первый
курс строительного факультете Донского Политехнического институте
(г. Новочеркасск). В связи с реорганизацией института был переведен
в 1930г. на отделение дорожно-мостового строительства Новочеркасского
института инженеров коммунального строительства, который окончил
в 1935-г. Был оставлен в институте аспирантом на кафедре дорожного
строительства, однако ввиду отсутствия на кафедре необходимого
научного руководства был рекомендован в аспирантуру Ленинградского
научно-исследовательского института коммунального хозяйства
(ЛЕИЖХ). В аспирантуре ЛНИИКХ обучался с 1935 по 1937 гг, под
руководством профессора Г.Д.Дубелира, профессора А.В.Карлсон
и зав. отделом коммунального транспорта Ж.Ф.Кларка. В Т937г.
защитил кандидатскую диссертацию на тему 'Методы проектирования
улиц, в соответствии с требованиями городского транспорта".
Диссертация издана в 1938г, в виде монографии под названием
"Планировка улиц".
С 1937г. по 1939т. работал
старшим научным сотрудником, а затем руководителем отдела коммунального
транспорта ЛНИИКХ.
С сентября 1939г. по май 194бг. • служба в Советской Армии.
С 1946г. по 19 50г. - руководитель отдела и старший научный
сотрудник ЛНИИКХ.
С 1950г. по Х955г. - главный инженер проектов проектного института
Ленгипрокоммунстрой.
С 1955г. по 1991г. - работа в Ленинградском инженерно - строительном
институте. Скачала доцентом, с 1973г. - профессором и заведующим
кафедрой Городского строительства,'' с Т982 по 1991гг. профессором
кафедры "Автомобильные дороги".
В 1970г. на Совете Московского автомобильно-дорожного института
защитил докторскую диссертацию на тему "Технико-экономические
вопросы расчета и проектирования городских транспортных сетей".
Все 15 членов Совета отдали свои голоса за присуждение соискателю
ученой степени доктора технических наук.
М.С.Фишельсоном опубликовано
около 300 научных работ общим объемом 300 печатных листов. Наиболее
значительные из них: «Планировка улиц» (Т938г.), "Городской
транспорт" 1-ое издание (19бОг.) совместно с А.Е.Страментовым
и В.Г Сосянцем; "Городское движение" 1-ое издание
(19б5г.) совместно с А.Е.Страментовым; «Тородское движение"
2-ое издание (Т965г.) совместно с А.Е.Страментовым; "Городские
пути со общения» (19б7г.); "Городской транспорт" 2-ое
издание (1969г.) совместно с А.Е.Стрзментовым и В.Г.Сосянцем;
"Городской транспорт" (Т976г.) совместно с Е.В.Овечниковым;
"Городские пути сообщения" 2-ое издание (1980г.);
"Транспортная планировка городов" (1985г)
Основные направления научной
деятельности М.С.Фишельсона было связано с разработкой новых
и совершенствованием существующих методов расчета и проектирования
городских транспортных систем, а также с организацией движения
транспорта и пешеходов на городской улично-дорожной сети.
С 1960г М.СФишелъсон подготовил 18 кандидатов технических наук.
Многие из них в настоящее время; занимают ведущие посты в высших
учебных заведениях, научно-исследовательских и проектных институтах.
В мае 1991г. М.С.Фишельсон
по состоянию здоровья в соответствии с личным заявлением был
уволен из Ленинградского инженерно-строительного института,
в котором проработал 36 лет.
Умер Михаил Самуилович 2 сентября 1995г.
и похоронен в г. Санкт-Петербурге.
P.S.Следует обратить внимание на книгу:
Щербань Т.А. Григорий Дмитриевич Дубелир. 1874-1942.-М.: Наука,
1995.-110с.-(Науч.-биогр.сер.)
Список опубликованных работ М.С.Фишельсона
(Уважаемые коллеги, некоторые позиции настоящего списка нуждаются
в проверке и дополнении). Составлено по «С.А.Ваксман.Транспортные
системы городов. Указатель работ, опубликованных в СССР на русском
языке» (версия 3) - Екатеринбург: Комвакс, 1999 и картотеке
составителя.
1. Фишельсон М.С. Американские города в тупике. // Сб. материалов
по коммунальному хозяйству (ЛНИИКХ), 1946
2. Фишельсон М.С. Анализ маршрутной системы Ленинградского пассажирского
транспорта. // Архитектура. / Краткие содержания докладов к
XXVI науч. конф. ЛИСИ (30 января - 9 февраля 1968). - Л., 1968,
с.74-77
3. Фишельсон М.С., Шестеров Е.А. Анализ скорости передвижения
пассажиров между удаленными районами //Пути повышения безопасности
движения транспорта – Л., ЛДНТП, 1982
4. Фишельсон М.С. Будущее городского пассажирского транспорта.
// Городской транспорт и организация городского движения. /
Тезисы докладов к науч.-практ. конф. 16-19 января. - Свердловск,
1973, с.13-22
5. Фишельсон М.С. Вертикальная планировка площадей и перекрестков.
// Сборник материалов по коммунальному хозяйству. (ЛНИИКХ).
- 1947
6. Фишельсон М.С. Влияние пересечений магистральных улиц на
эффективность циркуляции автомобильного транспорта // Совершенствование
транспортных систем городов (проектирование и планирование)
/ Тезисы сообщений Всесоюзного науч.-техн. семинара. - М., 1989,
с.26-29
7. Фишельсон М.С. Влияние правильного решения на эффективность
градостроительного проектирования /Приволжский ДНТП, 1988
8. Фишельсон М.С. Гипотезы расселения в проектировании городских
транспортных систем. // Транспорт и планировка городов. / Материалы
науч.-техн. конф. - Киев, 1967, с.22-26
9. Фишельсон М.С. Гипотезы расселения в транспортных расчетах
// Вопросы архитектуры, графики и городского транспорта. Краткое
содержание докладов к XXV науч. конф. - Л., 1967, с.129-132
10. Фишельсон М.С. Город, в котором мы живем. - М.: Изд-во МКХ
РСФСР, 1957
11. Фишельсон М.С. Город и транспорт //Сб. института естествознания
и техники АН СССР, 1973
12. Фишельсон М.С. Городские магистрали одностороннего движения.
// Городское хозяйство Москвы, 1965, №7
13. Фишельсон М.С. Городские пути сообщения (общий курс). –
М.: Высшая школа, 1967. – 360с.
14. Фишельсон М.С. Городские пути сообщения: Учеб. пособие для
ВУЗов. - 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1980. - 296 с.
15. Фишельсон М.С. Градостроительное обеспечение безопасности
движения // Организация безопасности движения пешеходов и транспорта
/ Материалы к семинару. - Ленинград: ЛДНТП, 1974, с.3-7
16. Фишельсон М.С. Динамика пространственного расселения трудящимися
Ленинграда. // Город и пассажир. / Тезисы докладов к I Ленинградской
науч. конф. по обследованию и прогнозированию пассажиропотоков
(ноябрь, 1969). - Л., 1969, с.11-19
17. Фишельсон М.С. Задачи совершенствования методов расчета
и проектирования городских путей сообщения. // Город и пассажир.
Исследование городских путей сообщения. / Тезисы докладов ко
II Ленинградской науч. конф. - Л., 1971, с.4-15
18. Фишельсон М.С. Задачи транспортной реконструкции центральной
зоны крупного города. // Город и пассажир. Градостроительные
проблемы развития пассажирского транспорта. / Тезисы докладов
к III Ленинградской науч. конф. - Л.: Стройиздат, 1975, с. 3-10
19. Фишельсон М.С. Закономерности трудового тяготения. // Транспорт
и планировка городов Вильнюса и Каунаса. / Материалы межресп.
конф. 22-24 мая 1968. - Каунас, 1968, с.58-59
20. Фишельсон М.С. Из истории проектирования метрополитена в
Петербурге-Ленинграде. // Сб. материалов по коммунальному хозяйству.
ЛНИИКХ. - 1948, № 2
21. Фишельсон М.С. Исследование и опыт организации движения
транспорта в Ленинграде. // Совершенствование организации дорожного
движения. / Материалы семинара. - М., 1971, с.144-158 (у МСФ
– 1973 и ЛТНТП)
22. Фишельсон М.С. Исследования в области инженерных коммуникаций
//ЛИСИ – науке и производству /Сб.-Л.,1969
23. Фишельсон М.С. К вопросу определения экономической эффективности
совершенствования транспортных связей. // Архитектурно-планировочное
формирование промышленных предприятий в застройке городов Поволжья.
- Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981
24. Фишельсон М.С. К вопросу о повышении эффективности капиталовложения
в дорожное строительство //сб. ЛИСИ – Л., 1986
25. Фишельсон М.С. Координация элементов транспортной системы
крупнейших городов //Городской пассажирский транспорт/ Л., 1988
26. Фишельсон М.С. Критерии оценки качественного уровня работы
городского пассажирского транспорта. - Л.: Знание, 1979. - 27
с.
27. Фишельсон М.С. Критерий технико-экономической эффективности
системы городских путей сообщения /Доклады на XVII науч.конф.ЛИСИ,
1969
28. Фишельсон М.С. Легковой автомобиль и улично-дорожная сеть
крупного города. // Преобразование городской среды. / Тезисы
докладов респ. науч.-техн. конф. 10-11 мая 1973. - Минск: Полымя,
1973, с.172-177
29. Фишельсон М.С. Методика определения транспортной доступности
тяготения крупных городов. - Свердловск: УПИ, 1962
30. Фишельсон М.С. Методы расчета и проектирования городских
транспортных узлов. / Доклады на науч.-техн. конф.- Л.: ЛНИИКХ,
1948
31. Фишельсон М.С. Методы сопряжения автомобильных дорог с улично-дорожной
сетью города //Повышение качества и долговечности автомобильных
дорог на северо-западе РСФСР /межвузовский тематический сб.,
1988
32. Фишельсон М.С. Некоторые вопросы совершенствования ленинградской
транспортной системы //Доклады на ХУ научной конференции ЛИСИ,
1957
33. Фишельсон М.С. Некоторые особенности организации пешеходного
движения в районах новой застройки //Городское строительство
и коммунальное хозяйство /Сб. VI респуб. Конф. – Вильнюс, 1975
34. Фишельсон М.С. О величине пешеходных подходов. // Архитектура.
/ Краткие содержания докладов секций к XXX науч. конф. ЛИСИ.
- Л.,1972, с.129-132
35. Фишельсон М.С. О критериях оценки систем городского пассажирского
транспорта. // Архитектура и графика. / Краткое содержание докладов
к XXVII науч. конф. ЛИСИ. - Л.,1969, с.141-149
36. Фишельсон М.С. О пешеходных подходах к остановочным пунктам
массового транспорта /Сб. ХХХ науч.конф. ЛИСИ, 1972
37. Фишельсон М.С. О повышении скорости передвижения пассажира.
// Совершенствование состояния и перспективы развития транспортных
систем крупного города. / Тезисы докладов ко II Свердловской
науч.-техн. конф. 17-19 сентября, Вып. 1. - Свердловск, 1974,
с.44-49
38. Фишельсон М.С. О подвижности населения Ленинграда. // Строительство
и архитектура Ленинграда, 1967, №7
39. Фишельсон М.С. О трамвайно-пешеходных магистралях. // Архитектурные
вопросы развития городского транспорта в Таллине. / Материалы
городской науч.-техн. конф. (17-19 сентября 1966). - Таллин,
1968, с.109-111
40. Фишельсон М.С. Определение оптимального уровня развития
маршрутной системы городского пассажирского транспорта // Проблемы
комплексного развития транспортных систем городов / Тезисы докладов
и сообщений Всесоюзного науч.-техн. семинара (г. Минск, 17-19
мая 1978г.). - Минск, 1978, с.135-138
41. Фишельсон М.С. Основные направления научных исследований
в области проектирования городского транспорта. // Городской
транспорт и инженерная подготовка территорий – Л., 1974, с.
3-12 (Сб. науч. трудов ЛИСИ, №91)
42. Фишельсон М.С. Основные направления развития городского
пассажирского транспорта // Городской транспорт и дороги /Науч.тр.
ЛНИИ АКХ.- Л.,1974
43. Фишельсон М.С. Основные принципы организации одностороннего
движения на магистральных улицах крупных городов /Доклады на
ХХ науч.конф. ЛИСИ, 1962
44. Фишельсон М.С., Хиценко В.В. Оценка эффективности городских
транспортных систем. // Транспорт и пути сообщения в городах.
/ Материалы респ. науч.-техн. конф. - Алма-Ата, 1971, с.11-14
45. Фишельсон М.С. Планировка улиц. - М.-Л.: изд-во НККХ РСФСР,
1938
46. Фишельсон М.С. Повышение пропускной способности улиц путем
рациональной организации движения. / Доклады науч.-техн. конф.
(ЛНИИКХ), 1949
47. Фишельсон М.С. Повышение пропускной способности улиц путем
рациональной организации движения. //Сб.материалов по коммунальному
хозяйству (ЛНИИКХ), 1949
48. Фишельсон М.С. Принципы организации внутреннего и внешнего
транспорта города-спутника. / Доклады на XIX науч. конф. ЛИСИ,
1961
49. Фишельсон М.С. Проблемы расселения и транспортная доступность
центра и некоторых районов Ленинграда. // Строительство и архитектура
Ленинграда, 1962, №1, с. 16-18
50. Фишельсон М.С. Проблемы повышения эффективности организации
движения в городе //Пути повышения безопасности дорожного движения
/Материалы II всесоюзн. Мезвузовской конф., 1975
51. Фишельсон М.С. Проектирование пересечений магистральных
улиц. // Городское дорожное хозяйство/Сб.ЛНИИКХ - Л., ЛНИИКХ,
1940
52. Фишельсон М.С. Пропускная способность и безопасность. //
Строительство дорог, 1947, №1
53. Фишельсон М.С. Пропускная способность одной полосы проезжей
части. // Строительство дорог, 1938, №6
54. Фишельсон М.С. Пропускная способность проезжей части //
Строительство дорог, 1938, №5
55. Фишельсон М.С. Психологический аспект проблемы обеспечения
безопасности движения пешеходов // Пути повышения безопасности
дорожного движения /IV Всесоюзн. Межвузовская науч.конф. – Ташкент,1981
56. Фишельсон М.С. Пути снижения затрат времени на передвижения
// Пути повышения скоростей сообщения и сокращения затрат времени
на передвижение населения на городском пассажирском транспорте
/ Материалы к краткосрочному семинару 17-18 декабря 1973г. под
ред. И.К. Попова и Г.Л. Никифорова. Л., 1974, с.3-14
57. Фишельсон М.С. Расчет перспективной интенсивности городского
грузового движения. // Вопросы теории, истории и практики архитектуры
и градостроительства. / Доклады к XXIII науч. конф. ЛИСИ, 1965,
с.161-155
58. Фишельсон М.С. Рациональное использование провозной способности
автобусных линий. // Автомобильный транспорт, 1959, №4
59. Фишельсон М.С. Рациональные схемы городских транспортных
узлов. / Доклады на XII науч. конф. ЛИСИ, 1954
60. Фишельсон М.С. Резервы повышения уровня транспортного обслуживания
населения. // Комплексное развитие автомоб. транспорта крупных
городов на примере г. Москвы в свете решений XXVI съезда КПСС).
/ Тез. докл. II Всесоюз. науч.-техн. конф. (г. Москва, 11-13
июня 1981 г.). - М., 1981, с. 62-63
61. Фишельсон М.С. Резервы повышения безопасности движения //Сб.
семинара ЛДНТП,1979
62. Фишельсон М.С. Рецензия на книгу "Городское благоустройство".
// Сб. материалов по коммунальному хозяйству (ЛНИИКХ), 1947
63. Фишельсон М.С. Транспортная планировка городов. - М.: Высшая
школа, 1985. - 239 с.
64. Фишельсон М.С. Транспортные узлы Ленинграда. // Архитектура
и строительство Ленинграда, 1947
65. Фишельсон М. Улично-дорожная сеть центральной зоны крупного
города. // Развитие сети городских улиц и дорог. / Тез. докл.
Всесеюз. научн.-техн.конф., 21-22 мая 1981 г., Шауляй. Ч. II.
– Шауляй, 1981, с. 66-69
66. Фишельсон М. Хозяйство под землей //Сб.«Наш город» - М.:
Изд-во МКХ РСФСР, 1956
67. Фишельсон М.С. Экономическая эффективность стадийного развития
поперечного профиля магистральных улиц //Развитие дорожно-мостового
хозяйства /Сб. ЛДНТП – Л.,1971
68. Фишельсон М.С. , Гвоздев А.М., Коток Н.М. Хозяйство нашего
города.-Л.: Лениздат, 1946
69. Фишельсон М.С., Гвоздев А.М., Коток Н.М. Хозяйство нашего
города. - Л.: Лениздат, 1947
70. Фишельсон М.С., Грачковская Л.Н. О повышении эффективности
использования железнодорожного транспорта при внутригородских
пассажироперевозках. // Город и транспорт. Комплексное развитие
транспортных систем крупных городов и их зон / IV Ленинградская
науч.-техн. конф. - М.: СА СССР, 1979, с.85-87
71. Фишельсон М.С., Дубелир Г.Д., Корнеев Б.Г., Гольдин М.Е.
Изыскания автомобильных дорог (учебник для ВУЗов). НККХ РСФСР,
1939
72. Фишельсон М.С., Думитрашку П.П. Оценка качественного уровня
транспортного обслуживания городского населения. // О техническом
прогрессе на городском пассажирском транспорте и задачах повышения
уровня обслуживания населения. / Материалы к краткосрочному
семинару 11-12 ноября. - Л.: ЛДНТП, 1975, с.14-22
73. Фишельсон М.С., Михайлов А.Ю. К вопросу выбора критерия
оценки качества организации движения на регулируемых пересечениях
магистральных улиц //Пути повышения эффективности комплексных
мероприятий по безопасности дорожного движения транспорта /материалы
семинара.-М., 1981, с.40-44
74. Фишельсон М.С., Михалев Д.П. Реконструкция проспекта 25
октября. // Строительство Ленинграда, 1938, №1-2
75. Фишельсон М.С., Москалева Т.В. Организация городского транспорта
/Методич. Пособие к курсовому проекту – Л.: ЛИСИ, 1964
76. Фишельсон М.С., Першин М.Н., Новожилова Н.И. Исследования
в области дорожно-мостового строительства, городских транспортных
систем и организации движения //ЛИСИ – 150 лет /сб. –Л., 1982
77. Фишельсон М.С., Садыхова О.С. Транспортные потери на улично-дорожной
сети Ленинграда // Опыт повышения безопасности движения на городском
транспорте. – Л.: ЛДНТП, 1977, с. 12-18
78. Фишельсон М.С., Страментов А.Е., Сосянц В.Г. Городской транспорт
и организация движения. - М.: МКХ РСФСР, 1960
79. Фишельсон М.С., Федоров Н.Ф. Городское хозяйство Ленинграда
за годы советской власти. / Всесоюзное общество по распространению
политических и научных знаний, 1959
80. Фишельсон М.С., Ши Юй Сю Основные принципы организации одностороннего
движения на магистральных улицах крупных городов. // Вопросы
архитектуры. Теория, история и практика светского зодчества.
/ Доклады ХХ науч. конф. ЛИСИ. - Л.,1962, с.23-26
81. Страментов А.Е., Сосянц В.Г., Фишельсон М.С. Городской транспорт
и организация движения. - М.: МКХ РСФСР, 1960. - 352 с.
82. Страментов А.Е., Сосянц В.Г., Фишельсон М.С. Городской транспорт.
- М.: Стройиздат, 1969. - 123с. Издание 2-е переработанное и
дополненное
83. Страментов А.Е., Фишельсон М.С. Генеральный план городского
движения. // Архитектура СССР, 1964, №6
84. Лавров В.А.,Страментов А.Е., Фишельсон М.С. Улицы, площади
и дорожные сооружения //Справочник проектировщика. Градостроительство./Раздел
Х – М.: Госстройиздат, 1963,с.144-172
85. Страментов А.Е., Фишельсон М.С. Внутригородсой транспорт
// Справочник проектировщика. Градостроительство./Раздел ХI
– М.: Госстройиздат, 1963,с.173-183
86. Страментов А.Е., Фишельсон М.С. Генеральный план городского
движения //Архитектура СССР, 1964,№6
87. Страментов А.Е., Фишельсон М.С. Городское движение - издание
2-е, переработанное и дополненное. - М.: Изд-во лит. по строительству,
1965. - 247 с.
88. Страментов А.Е., Фишельсон М.С. Городское движение (вопросы
скорости и безопасности). - М.: Госстройиздат, 1963. - 294 с.
89. Страментов А.Е., Фишельсон М.С. Организация уличного движения.
- М.: Стройиздат, 1964
90. Страментов А.Е., Фишельсон М.С. Скоростные дороги. // Городское
хозяйство Москвы, 1963, №5
91. Овечников Е.В., Фишельсон М.С. Городской транспорт: Учеб-к
для вузов. - М.: Высшая школа, 1976 - 352 с.
92. Фишельсон М., Тонин Ю. Город меняет лицо.- Госиздат Минпроса
РСФСР, 1953
Перечень аспирантов и соискателей, защищавщихся
под руководством М.С.Фишельсона
№
п/п |
Фамилия
аспиранта или соискателя |
Год
защиты |
Наименование
диссертации |
Официальные
оппоненты и ведущее предприятие |
1 |
Ши
Юй - сюэ |
1963 |
Исследование технико-экономической целесообразности
применения системы одностороннего движения на городских
магистралях |
? |
2 |
М.В.Зенгбуш |
1968 |
Исследование
закономерностей межрайонных передвижений населения по
культурно-бытовым целям в градостроительных расчетах |
д.т.н.
А.В.Сигаев, к.т.н. Л.И.Свердлин ЛенНИИПградостроительства |
3 |
Б.И.Зубарев |
1968 |
Выравнивание
пассажиропотоков на заданной сети пассажирского транспорта
крупного города с использованием ЭВМ |
д.т.н.,
проф. Н.Г.Болдырев, к.э.н. А.И.Малышев. Транспортное управление
ЛенГорИсполкома |
4 |
А.Ю.Белинский |
1969 |
Исследование тяготений населения и транспортных
связей при реконструкции центральных районов крупного
города |
д.э.н.,
к.т.н. Ю.Г.Кругляков, к.т.н. И.Г.Демкин, "Эстонпроект" |
5 |
Т.В.Москалева |
1971 |
Исследование области эффективного применения
принудительного регулирования движения на пересечениях
магистральных улиц |
д.т.н.,
проф. П.П.Коваленко, к.т.н.Р.А.Данциг.
ГАИ Ленгорисполком |
6 |
Р.М.Пиир |
1971 |
Исследование
пешеходного движения на улицах центральных районов крупных
городов |
д.т.н.
В.В.Шештокас, канд.арх. К.Г.Кривцов
ГлавАПУ Ленгорисполкома |
7 |
В.М.Рюмин |
1972 |
Исследование
некоторых вопросов взаимодействия метрополитена с пригородными
железными дорогами в крупном городе (на примере Ленинграда) |
д.т.н.
Н.В.Правдин, к.т.н.А.Ю.Белинский. Гос. проектно-изыскательский
институт по проектированию тоннелей и метрополитенов |
8 |
Ф.А.Касумов |
1973 |
Исследование
транспортно-планировочных факторов, определяющих затраты
времени на передвижение |
канд.
арх. проф. К.С.Кривцов, к.т.н. А.Ю.Белинский Ленпроект |
9 |
О.С.Садыхова |
1973 |
Исследование
некоторых вопросов координации метрополитена и уличного
пассажирского транспорта в крупном городе |
д.т.н.Д.С.Самойлов,
к.т.н. М.В.Зенгбуш. ГлавАПУ Ленгорисполкома |
10 |
П.П.Думитрашку |
1975 |
Комплексная
оценка качественного уровня транспортного обслуживания
городского населения |
д.т.н.В.В.Шештокас,
к.т.н. А.Е.Роговин. ЛенНИИП Градостроительства |
11 |
Н.П.Тихомирова |
1977 |
Методология
обоснования проложения обходных дорог (автомобильных)
вблизи крупных городов |
д.т.н.
Я.В.Хомяк, к.т.н.Ю.М.Ситников ГипроДорНИИ |
12 |
О.И.Крылова |
1978 |
Методы
расчета емкости сети магистральных улиц и автостоянок
в центральном районе крупного города (на примере Ленинграда) |
д.т.н.А.В.Сигаев,
к.т.н.А.Ю.Белинский |
13 |
Нгуен
Кань Кам |
1981 |
Градостроительные
и регулировочные методы повышения пропускной способности
улично-дорожной сети в крупных городах СРВ
|
д.т.н.В.В.Шештокас,
к.т.н. Р.М.Пиир. ЛенНИИП Градостроительства |
14 |
Нгуен
Тхи Тху |
1981 |
Методы
решения проблемы пассажирского транспорта в крупных городах
СРВ (на примере г.Ханоя |
д.т.н.Д.С.Самойлов,
к.т.н. М.В.Зенгбуш. ЛенНИИП Градостроительства |
15 |
Д.В.Свешников |
1984 |
Автоматизированная
оценка качества транспортного обслуживания населения при
градостроительном проектировании |
д.т.н.В.В.Шештокас,
к.т.н.Б.И.Грановский. ЦНИИП Градостроительства |
16 |
Е.А.Шестеров |
1985 |
Оценка
уровня взаимодействия различных видов городского пассажирского
транспорта |
д.т.н.Д.С.Самойлов,
к.т.н.П.П.Кобзев. ЛенНИИПроект |
17 |
А.Ю.Михайлов |
1986 |
Разработка
критерия оценки качества организации движения на регулируемых
пересечениях улично-дорожной сети городов |
д.т.н.Н.О.Брайловский,
к.т.н.Р.В.Горбанев. ЦНИИП Градостроительства |
18 |
М.Р.Киян |
1988 |
Система
внутримикрорайонных пешеходных трасс в северном городе |
д.т.н.П.П.Коваленко,
к.т.н.Е.Н.Боровик. Гипрогор |
Список соискателей, на защите которых
М.С.Фишельсон выступал в качестве официального оппонента:
А. Вторым оппонентом
1 |
Л.К.Павлов |
Планировочная
организация транспортного обслуживания в городе-спутнике |
1962 |
ЛИСИ Ленинград |
2 |
Дауд аль Мунир |
Принципы
перспективного развития городского пассажирского транспорта
и движение в городах Ирака на основе опыта советского
градостроительства |
1966 |
МИСИ Москва |
3 |
Г.В.Красоленко |
Вероятностная
оценка устойчивости расселения |
1968 |
ЛИСИ Ленинград |
4 |
В.П.Сеткин |
Исследование
закономерностей трудовых передвижений и расселения в крупных
городах |
1969 |
УПИ Свердловск |
5 |
В.П.Адомавичюс |
Исследование
существующего и перспективного режима использования городских
автостоянок |
1971 |
ЛИСИ Ленинград |
Б. Первым оппонентом
1 |
Мисюкас |
Исследование
вопросов благоустройства и конструкции пешеходных путей
в городах |
1972 |
КИСИ Киев |
2 |
Э.А.Сафронов |
Исследование
вопросов по уточнению методики расчета пассажиропотоков
в городах |
1972 |
МИСИ Москва |
3 |
А.И.Пряхин |
Исследование
закономерностей развития уличного движения для проектирования
автомобильных дорог в городах |
1972 |
МАДИ Москва |
4 |
Т.М.Говоренкова |
Влияние
планировочных и транспортных условий на взаимосвязь районов
города |
1972 |
МАРХИ Москва |
5 |
Е.А.Рейцен |
Изыскание
рациональных методов повышения безопасности движения при
искусственном освещении улиц |
1972 |
КИСИ Киев |
6 |
А.Е.Роговин |
Пути
совершенствования методов прогнозирования нагрузки сетей
массового пассажирского транспорта в городах |
1972 |
ЛИСИ Ленинград |
7 |
Л.В.Шиляева |
Исследование
трудовых связей населения в реконструируемом городе (на
примере Сведловска) |
1973 |
УПИ Свердловск |
8 |
Б.А.Груздис |
Исследование
условий безопасности и характеристик движения пешеходов
на уличных переходах одного уровня (на примерек городов
Литовской ССР) |
1975 |
ВИСИ Вильнюс |
9 |
Е.И.Щербаков |
Исследование
особенностей движения транспортных средств на улицах с
односторонним движением |
1975 |
МАДИ Москва |
10 |
В.-П.П.Олека |
Исследование
закономерностей и характеристик использования индивидуальных
автомобилей для кратковременного отдыха (на примере городов
Литовской ССР) |
1976 |
ВИСИ Вильнюс |
11 |
Л.А.Кудинова |
Исследование
факторов, определяющих качество транспортного обслуживания
населения города |
1976 |
Инж.-экономический институт
им.Тольятти |
12 |
Гвоздяков |
Закономерности
движения людских потоков в транспортно-коммуникационных
сооружениях |
1978 |
МИСИ Москва |
13 |
Н.А.Руднева |
Транспортно-планировочеая
организация городской территории в зоне влияния скоростного
рельсового транспорта |
1978 |
ЦНИИП-град Москва |
14 |
А.И.Стрельников |
Моделирование
транспортных систем на начальных стадиях градостроительного
проектирования |
1978 |
ЦНИИП-град Москва |
15 |
А.С.Игнатенко |
Исследование
потоков пассажиров и разработка метода автоматизированного
учета пассажиров, перевозимых автобусами на городских
маршрутах |
1978 |
КАДИ Киев |
16 |
И.Д.Ниедолс |
Транспортное
обслуживание пригородно-курортных приморских зон отдыха |
1978 |
МИСИ Москва |
17 |
И.В.Спирин |
Исследование
вопросов выбора и распределения подвижного состава для
работы на городских автобусных маршрутах |
1979 |
НИИАТ-Москва |
18 |
М.Я.Сницарь |
Исследование
рационального применения скоростного массового транспорта
(на примере крупных городов УССР) |
1979 |
МЭИ Москва |
19 |
А.А.Саматов |
Исследование
вопроса функционирования автомобильного транспорта во
взаимодействии с другими видами пассажирского транспорта |
1979 |
ТАДИ Ташкент |
20 |
Белодедов |
Исследование
аварийности и повышения безопасности дорожного движения
в Ленинграде и области |
1979 |
ЛИСИ
Ленинград |
21 |
Ю.Д.Шелков |
Исследование
процессов взаимодействия транспортных и пешеходных потоков
на магистральных улицах городов |
1979 |
МАДИ
Москва |
22 |
И.П. Буткявичюс |
Исследование
эффективности организации одностороннего движения в городах |
1980 |
КАДИ
Киев |
23 |
И.А. Школяренко |
Исследование
некоторых закономерностей и безопасности движения пешеходов
на участках автомобильных дорог в населенных пунктах |
1980 |
ХАДИ
Харьков |
24 |
А.А.Хомицкая |
Формирование
транспортных и пешеходных потоков в пересадочных узлах
пригородно-городского сообщения |
1980 |
ЦНИИП
град-ва Москва |
25 |
В.Ф. Штанов |
Исследование
и разработка методов оценки и управления качеством обслуживания
населения автобусами на городских маршрутах |
1980 |
КАДИ
Киев |
26 |
Поспелов |
Исследование
транспортного шума и акустическая оценка методов борьбы
с ним при проектировании автомобильных дорог |
1981 |
МАДИ
Москва |
27 |
Кузнецов |
Исследование
вопросов эксплуатационной оценки эффективности использования
автобусов на внегородских маршрутах |
1981 |
ТАДИ
Ташкент |
28 |
Сарычев |
Повышение
эффестивности и качества перевозок пассажиров в городах
на основе формирования рациональной структуры парка автобусов |
1981 |
НИИАТ
Москва |
29 |
Зырянов
|
Совершенствование
критериев оценки условий движения на городских магистралях |
1982 |
МАДИ
Москва |
30 |
Бородина |
Проектирование
сооружений обслуживания на автомобильных дорогах с учетом
обеспечения безопасности движения |
1983 |
МАДИ
Москва |
31 |
Эделенина
Кондас Юдит |
Закономерности
движения транспортных потоков на головных участках автомобильных
магистралей |
1983 |
МАДИ
Москва |
32 |
А.Я.Хомяк |
Проектирование
полос для скоростного движения на автомобильных магистралях
- подъездах к крупным аэропортам |
1983 |
МАДИ
Москва |
33 |
Сариа
Раджих Мохаммед |
Совершенствование
методов проектирования транспортных развязок в условиях
плотной городской застройки |
1983 |
МАДИ
Москва |
34 |
Н.С. Талаев |
Проектирование
элементов автомобильных дорог с учетом режима движения
автобусов |
1984 |
МАДИ
Москва |
35 |
Симеу Андреас |
Повышение
эффективности работы транспортных узлов в городах на основе
моделирования характеристик транспортных потоков |
1984 |
КИСИ
Киев |
36 |
С.С. Кракович |
Формирование
системы массового пассажирскиго транспорта на территории
центра крупнейшего города |
1984 |
МИСИ
Москва |
37 |
Я.Э. Варна |
Прогнозирование
транспортно-эксплуатационных качеств четырехполосных автомобильных
дорог |
1985 |
МАДИ
Москва |
38 |
А.М. Костин |
Совершенствование
транспортно-планировочных характеристик улично-дорожной
сети города с учетом фактора загазованности атмосферного
воздуха автомобильным транспортом |
1986 |
МИСИ
Москва |
39 |
Г.Б. Попова |
Формирование
пассажиропотоков в зоны загородного кратковременного отдыха
крупнейших городав |
1986 |
МИСИ
Москва |
40 |
А.Х. Халмурзаев |
Условия
применения переменных схем организации движения на регулируемых
перекрестках городских магистралей |
1986 |
ТАДИ
Ташкент |
41 |
А.В. Хасанов |
Преобразование
транспортных потоков и алгоритмы локально-оптимального
управления в условиях функционирования АСУД |
1986 |
ТАДИ
Ташкент |
42 |
С.Н. Артемьев |
Повышение
пропускной способности и безопасности движения вводов
в крупнейшие города |
1987 |
МАДИ
Москва |
43 |
А.Н. Трояков |
Повышение
безопасности и эффективности движения маршрутных автобусов
в городах |
1987 |
МАДИ
Москва |
44 |
С.М. Булак |
Обоснование
геометрических параметров велосипедных дорожек |
1988 |
МАДИ
Москва |
45 |
В.Н. Богаченко |
Усовершенствование
методов организации дорожного движения на развязках автомобильных
дорог |
1988 |
КАДИ
Киев |
46 |
И. Жумагулов |
Расселение
трудящихся с учетом насыщенности города индивидуальными
автомобилями |
1988 |
МИСИ
Москва |
47 |
А.К. Заремба |
Закономерности
передвижений на индивидуальных автомобилях в зависимости
от градостроительных условий крупных городов |
1989 |
МИСИ
Москва |
48 |
И.В. Конин |
Обоснование
ширины проезжей части магистральных улиц |
1989 |
МАДИ
Москва |
49 |
Ж.Ю. Юнусов |
Формирование
пассажирских потоков в пригородно-городских сообщениях
(на примере общественного транспорта городов Узбекской
ССР) |
1989 |
МИСИ
Москва |
50 |
Дубова |
Качество
транспортного обслуживания (?) |
1989 |
КИСИ
Киев |
51 |
Е.А. Гусятникова |
Транспортная
подвижность сельского населения в районных системах расселения |
1989 |
МИСИ
Москва |
52 |
Н.Ф. Мухитдинов |
Методы
повышения безопасности и пропускной способности городских
улиц с трамвайными путями |
1990 |
ТАДИ
Ташкент |
В. Выступления оппонентом по докторским
диссертациям
1 |
Д.С. Самойлов |
Научные
основы организации пассажирского транспорта в городах |
1972 |
МАДИ
Москва |
2 |
А.М. Багдасаров |
Исследование
вопросов оптимизации параметров пассажирских перевозок
автомобильным транспортом и разработка методов их реализации
с учетом экологических факторов |
1979 |
МАДИ
Москва |
3 |
Г.Е. Голубев |
Градостроительнве
основы архитектурно-пространственной организации транспортных
сооружений |
1983 |
ЦНИИП
градостроительства Москва |
4 |
В.В. Филиппов |
Оценка
транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог
в системе автоматизированного проектирования (САПР АД) |
1988 |
МАДИ
Москва |
5 |
Лам Куанг Кыонг |
Научные
основы формирования планировочной структуры улично-дорожной
сети городов Вьетнама |
1989 |
МИСИ
Москва |
Г. Выступления рецензентом ВАК
1 |
Н.П.
Орнантский (докторская) |
Проблема
системного проектирования благоустройства автомобильных
дорог |
1979 |
МАДИ
Москва |
2 |
Е.М.
Лобанов (докторская) |
Совершенствование
норм и методов проектирования дорог и организации движения
на основе изучения процесса восприятия водителем дорожной
обстановки |
1980 |
МАДИ
Москва |
3 |
А.Л.
Молина (кандидатская) |
Размещение
зон массового отдыха в системе загородных озелененных
пространств |
1982 |
ЛИСИ
Ленинград |
4 |
Ю.Б.
Антонов (кандидатская) |
Определение
и обеспечение оптимальной скорости движения транспортного
потока с учетом региональных условий |
1983 |
МАДИ
Москва |
5 |
В.В.
Столяров (кандидатская) |
Проектирование
пересечений автомобильных дорог в разных уровнях с учетом
характеристик транспортных потоков |
1984 |
МАДИ
Москва |
6 |
Сегеркранц
(докторская) |
Прогнозирование
режимов движения транспортных потоков при проектировании
автомобильных дорог |
1985 |
МАДИ
Москва |
|
|