ПАЛЬЧИКОВ НАУМ СЕРГЕЕВИЧ
(1941-1992)

Наум Сергеевич Пальчиков родился 7-февраля 1941 г. Закончил Ленинградский инженерно-строительный институт. После окончания института пришел работать в «ЛенНИИпроект» и проработал там всю жизнь. Начинал работу в Первой мастерской, а после защиты кандидатской диссертации перешел в научно-исследовательскую часть; когда в 1986г. на базе этих подразделений ЛенНИИпроекта был образован новый институт (институт «ЛенНИПИГенплана»), работал в нем, возглавляя отдел градостроительного моделирования.

В конце 60 - начале 70 гг. Наум Сергеевич принимал участие в разработке Генеральной схемы организации движения транспорта и пешеходов и Комплексной транспортной схемы развития Ленинграда (проект получил государственную премию). В этих работах был сформирован комплекс моделей и программ для ЭВМ, которые позволяли рассчитывать матрицы межрайонных пассажирских корреспонденций, прогнозировать распределение пассажирских и транспортных потоков в городской транспортной сети. При расчетах, в зависимости от требований на соответствующих стадиях проектирования, учитывались ограничения на пропускную способность элементов магистральной и транспортной сети, взаимовлияние различных видов транспорта при прогнозировании транспортной нагрузки.

Надо сказать, что во многом благодаря творческой энергии Н.С. Пальчикова и его незаурядному качеству «постановщика задач», около 30 лет назад в Ленинграде сложился творческий коллектив градостроителей, транспортников и математиков двух институтов - ЛенНИИПроекта (ЛенНИПИГенлана) и ЛО ЦЭМИ (С.-Петербургский экономико-математический институт РАН). Эта группа единомышленников работала (и продолжает работать) над созданием градостроительно-математических моделей, привлекая других специалистов в свои ряды. Наум Сергеевич был душой этого коллектива.

В конце 70 - начале 80 гг. Н.С. Пальчиков работал в архитектурной мастерской института ЛенНИИпроект над ПДП исторических районов Ленинграда, главным инженером проекта. Задачей этого проекта был выбор целесообразной социально- градостроительной политики реконструкции центра города; уникальным он был не только тем, что он делался для центра уникального города, но и теми особенными приемами и методами, которые использовались в процессе его выполнения:

По результатам этого исследования авторы предложили мероприятия по реконструкции центра, направленные на его совершенствование при условии сохранения исторического колорита и ценности. Вообще основным девизом этого проекта, как говорили его участники, было «сохранение уникальности центра Петербурга для потомков».

Тогда же Наум Сергеевич пишет диссертацию на тему «Закономерности формирования крупных планировочных образований (на примере Ленинграда)» (научи. рук. А.И. Наумов) и успешно защищает ее.

Во второй половине 70-х годов Наум Сергеевич руководит работой над Генеральной схемой планировочной организации и использования подземного пространства Ленинграда. Для этой работы были выполнены модельные разработки, комплексной экономической оценки участков городской территории (задача оптимизации размещения всех видов строительства на территории города). В 1984-1986 гг. Наум Сергеевич принимал участие в разработке единого Генерального плана развития Ленинграда и Ленинградской области на 2005г. В этой работе был использован уже целый спектр средств градостроительного моделирования: прогноз транспортных и пассажирских потоков, сравнение показателей развития транспортной системы, сравнение различных стратегий развития города и области и т.п.

С 1988 по 1992гг. Наум Сергеевич возглавлял отдел градостроительного моделирования НИЧ ЛенНИПИГенплана. В эти годы были разработаны схемы социально-экономического районирования и проведена экономическая оценка территории Ленинграда и области, других городов России (Барнаул, Нижний Новгород, Новокузнецк, Сыктывкар, Хабаровск и др.). Расчет показателей транспортной доступности положен в основу математического моделирования многоцелевых передвижений населения в городской транспортной сети. Работа по экономической оценке территории включила в себя весь комплекс математического и программного обеспечения транспортно-градостроительных расчетов. Эта работа положила начало созданию в Санкт-Петербурге (и в России) методики массовой оценки городской территории для целей налогообложения. В составе работы был предложен метод формирования оценки рыночной стоимости земельных участков в условиях полного или частичного отсутствия рынка недвижимости средствами математического моделирования, которые дают возможность в практических расчетах учесть основные принципы оценки городской территории, а также восполнить отсутствующие рыночные данные их модельными аналогами, построенными на данных о свойствах территории. В 1989 г. Н.С. Пальчиков принимал участие в разработке экспертной транспортно-градостроительной характеристики вариантов размещения транспортного перехода через р. Днепр в г. Запорожье, а в 1990 г. - в разработке экспертной характеристики вариантов развития сети метрополитена г. Горького.

Для очень многих из нас Наум Сергеевич определил место в этой жизни, в профессии, помог сформировать личное отношение к жизни и событиям в ней. Одним из кредо Наума было: "Постараться ПРОЖИТЬ все что ты видишь, слышишь, чувствуешь каждой клеточкой своего существа". Именно это его качество сформировало его самого, помогло привлечь к нему большое количество людей. Он умел ВИДЕТЬ. Видеть произведения искусства, видеть и любить свой родной Петербург, понимать и оценивать события в непростой жизни нашей страны.

Наум любил жизнь. С большим удовольствием он мог пошутить, подурачиться в капустнике, поговорить за чайным столом. Любил путешествовать, узнавать новые места и новых людей. Очень памятны нам совместные поездки в Армению, Барнаул, Нижний Новгород, Волхов.

Наум умел увлечь других своей энергией. У Льва Гумилева есть термин, который, на наш взгляд, очень подходит к Науму как человеку, - "пассионарий". Именно пассионарии двигают прогресс вперед, увлекая за собой остальных.

Мы надеемся: то что вложил в нас Наум (особенно в тех, кто был моложе его), поможет нам продолжить и его дело, и его жизнь в нас.

Наум Сергеевич умер в 1992г.

Друзья, коллеги, ученики

Основные труды

1. Пальчиков Н.С. Методика распределения пассажиропотоков на сети городского пассажирского транспорта. // Город и пассажир / тезисы докладов к Ленинградской науч. конф. по исследованию и прогнозированию пассажиропотоков (ноябрь 1969). Л, 1969, с. 175- 184.
2. Пальчиков Н.С. Некоторые особенности построения и описания графов транспортных сетей. // Транспорт и пути сообщения в городах / Материалы респуб. науч. - техн. конф.). - Алма- Ата, 1971, с. 126 - 128.
3. Пальчиков Н.С. Опыт применения метода графов в расчете пассажиропотоков. // Анализ и прогнозирование внутригородских передвижений. (обзор). - М.: ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре. 1971, с. 26 - 30.
4. Пальчиков Н.С. Учет пропускной способности при построении системы грузовых магистралей. // Город и пассажир. Исследование городских путей сообщения / Тезисы докладов ко 11 Ленинградской конф., июнь 1971, с. 84 - 90.
5. Дынкин А.Г., Мальгин А.Н., Моносова Л.П., Пальчиков Н.С., Пиир М.А., Питгель Б.Г., Федоров В.П. Математическая модель и алгоритм расчета пассажирских корреспонденций и общегородских транспортных потоков на перспективу // Модели и алгоритмы оптимального' планирования. Москва, 1974. с. 3 -30 с.
6. Дынкин А.Г., Мальгин А.Н., Моносова Л.П., Пальчиков Н.С., Пиир М.А., Питгель Б.Г., Федоров В.П. Модель расчета пассажирских корреспонденций общегородских транспортных потоков на перспективу. // Современное состояние и перспективы развития транспортных систем крупного города. / Тезисы докладов!1 Свердловской техн. конф. 17-19 сентября). Вып. 1, Свердловск, 1974, с. 31 -37.
7. Дьнкин А.Г., Мальгин А.Н., Пальчиков Н.С., Пиир М.А., Питтель Б.Г., Федоров В.П,
Модель и алгоритм прогноза потоков транспорта и пассажиров в транспортной системе города. // Город и пассажир. Градостроительные проблемы развития пассажирского транспорта / Тезисы докладов II! Ленинградской науч. конф.). - Л. Стройиздат, 1975, с. 52 -62.
8. Пальчиков Н.С. Функционально - планировочное районирование подземного пространства Ленинграда./ Город и планировка., М, 1979.
9. Пальчиков Н.С., Федоров В.П. Моделирование межобъектных передвижений населения // Метрополитен и планировка крупнейшего города. Харьков, 1980. С. 42-44.
!О. Пальчиков Н.С., Федоров В.П. Модель расчета потока транспорта и пассажиров, учитывающая межобъектные передвижения населения // Система планирования
народного хозяйства Москвы. М., 1982, с. 85 - 94.
11.Боголюбов И.Н., Овсиевич Б.Л., Пальчиков Н.С., Федоров В.П. Оценка стратегии комплексного развития городских центральных районов // Урбанизация и развитие городов в СССР. Л., 1985. с. 175-190.
12.Пальчиков Н.С., Требования к транспортной системе как критерий выбора градостроительной политики реконструкции центра крупнейшего города // Городской пассажирский транспорт: Экономика, организация, транспортно-градостроительное проектирование. Л.,1988. С. 116-118
13.Пальчиков Н.С., Федоров В.П. Прогноз передвижений городского населения с культурно- бытовыми целями // Городской пассажирский транспорт: Экономика, организация, транспортно-градостроительное проектирование. Л.,1988. С 127-130.
14.Пальчиков Н.С., Пиир М.А. Концепция транспортно-градостроительных нормативов для новых селитебных районов Ленинграда. // Совершенствование транспортных систем городов(проектирование и планирование).- М.,1989.С. 80-82.
15.Мягков В.Н., Пальчиков Н.С., Федоров В,П. Математическое обеспечение градостроительного проектирования.(Под. ред. Б.Л. Овсиевича). - Л.: Наука, 1989. - 144с.
16.Аврутин В.Д., Мягков В.Н., Пальчиков Н.С., Пахомова О.М., Федоров В.П. Градостроительно-математическая модель и пакет программ для экономической оценки и зон ирования территории крупного города. // Информатизация и моделирование территориальных социально-экономических объектов. / Тезисы докл. Всесоюзн. конф.- Новосибирск, 1990, с.46-49.
17.Пальчиков Н.С., Пахомова О.М., Мягков В.Н., Федоров В.П. Экономическая оценка городских земель: мдделированне, методы расчета, - С-Пб, 1991, - 53 с.
18.Пальчиков Н.С., Пахомова О.М., Мягков В.Н., Федоров В.П. Методы расчета экономической оценки городских земель. / Материалы Всероссийского семинара «Методы оценки городских земель». - СПб, 1992. - 65 с.


© S.Waksman, 2002