Швец Владимир Леонидович
(1940-1999)

С.А. Ваксман

Эта статья готовилась для раздела «Персоналии», в котором речь шла о действующих специалистах в области транспортных систем городов. 28 февраля 1999 пришла горестная весть – не стало В.Л. Швеца. Для автора она горестна вдвойне и втройне: мы дружили 34 года, совместно работали над КТС и над другими проектами по многим городам Казахстана, совместно с Ф.Г.Гликом (Минск) и Б.И. Шлейковым (Челябинск) несколько лет отдали разработке пакета прикладных программ для транспортно-градостроительных расчетов… Да что говорить: мы были просто друзьями!

Владимир Леонидович Швец родился 4 мая 1940 года. Закончил железнодорожный техникум и несколько лет проработал на станции дежурным.

Познакомились мы в 1965 году в процессе работы над КТС г.Караганда. Так получилось, что в самих обследованиях по этому городу мне не довелось принять участие, хотя в это время я был в Казахстане и руководил в Гурьевской области студенческими строительными отрядами. Когда привезли материалы по г. Караганда, оказалось, что предложенная институту Казгипрокоммунстрой методика перехода от выборочной к генеральной совокупности чрезвычайно сложна и трудоемка. Именно в этот момент мы с Владимиром Леонидовичем и познакомились, когда вдвоем проделали все расчеты по разработанной автором к этому времени методике. Познакомились и подружились. Потом Володя заочно окончил Уральский политехнический институт по специальности «Городское строительство и хозяйство». Темой его дипломной работы были расчеты пассажиропотоков все по той же Караганде. Естественно, его дипломный проект решительным образом отличался от обычных дипломов, так как являлся основной частью КТС города. С этого момента мы работали вместе, взаимно дополняя друг друга. Владимир Леонидович быстро рос как специалист и в короткое время стал начальником отдела транспортных схем института «Казгипрокоммунстрой». Под его руководством и при его участии выполнены КТС городов Караганда, Чимкент, Усть-Каменогорск, Актюбинск, Уральск, Экибастуз, Семипалатинск… Многие КТС разрабатывались дважды. Специальная работа была сделана им по разделу «Транспорт» генплана г. Алма-Ата. Следует отметить неизменно высокое качество материалов указанных выше разработок и стремление Владимира Лео-нидовича максимально автоматизировать все этапы проектирования. Он всегда сам писал алгоритмы программного обеспечения: сначала это были программы обработки материалов всевозможных обследований, потом расчетов пассажиропотоков, грузопотоков, интенсивности движения. С моей точки зрения, материалы обследований подвижности по городам Казахстана – это единственный пример проведения в течение многих лет по многим городам по единой методике обследований и скрупулезной обработки их материалов. Я всегда мечтал, чтобы эти материалы, как и опыт проектирования, были обобщены в форме монографии Владимира Леонидовича «Транспортные системы городов Казахстана».

В.Л. Швец обладал рядом замечательных качеств, необходимых крупному проектировщику. Он смело брался за разработку принципиально новых направлений и проектов. Переход к таким проектам мог быть плановым или вынужденным. Но всегда в таких работах Владимир Леонидович доходил до глубинных процессов, овладевая, если это было нужно, смежными областями. Так было, когда он одним из первых осуществил разработку КТС Карагандинско-Темиртаусской агломерации. Затем последовала разработка методики и реализация (на моей памяти дважды) «Прогнозов научно-технического развития городов Казахстана», где он блестяще выполнил прогнозы развития транспортных систем. В масштабе тогда республики Казахстан он сделал работу по развитию автоматизированных систем управления движением на сетях магистральных улиц с обоснованием потребности в таких системах, расчетом капитальных вложений и эксплуатационных затрат. Но перечисленное выше относится к «традиционному» транспортному направлению. Были у В.Л. Швеца и другие крупные работы, где он талантливо проявил себя. Это относится к схемам транспортировки грузов очистки, выполненным для ряда городов Казахстана. Впоследствии Владимир Леонидович сделал интересную работу по твердым бытовым отходам.

Смелость его в решении крупных проектных задач подкреплялась необыкновенным чутьем на использование результатов научных разработок. Он не просто читал публикации, он «вгрызался» в них и удивительным образом аккумулировал нужную информацию. Наглядным примером является публикация В.Л. Швеца в сборнике V международной конференции по транспортным системам городов (1999г.), где он решает сложнейшую задачу «восстановления» матрицы корреспонденций по величинам транспортных потоков на магистральной сети городов. Статья весьма неоднозначна, содержит спорные моменты, но предложенный метод очень интересен, перспективен и хорошо иллюстрирует умение В.Л. Швеца из множества публикаций отбирать и целенаправленно использовать нужную информацию.

Неоднократно пытался заговорить с Володей о необходимости защитить диссертацию. По самым приблизительным расчетам он опубликовал около 30 работ, многие научные работники могут об этом мечтать. Что же касается диссертации, то Володя всегда отвечал: «Мне это не нужно».

В течение, наверное, 7 последних лет мы работали над программным комплексом по решению задач транспортно-градостроительного проектирования («Комвакс- 94») – В.Л. Швец, Ф.Г. Глик и автор при огромной помощи и поддержке Б.И. Шлейкова. Пакет непрерывно расширялся, появлялись новые разделы («Расчет транспортной составляющей стоимости городских земель», «Расчет планов координации на сети магистральных улиц»…), и мотором этой разработки являлся Владимир Леонидович (более подробно – см. 23).

В.Л. Швец был обаятельным человеком, замечательным руководителем, интересным лектором (он неоднократно читал курсы лекций в ВУЗах) и совершенно потрясающим другом. У нас была традиция: по возможности, хотя бы раз в год, встречаться, чаще всего в декабре. С радостью могу сказать, что Володю любило все мое окружение – семья, художники, банщики… Он был очень непростым человеком. В последние годы много, но с большими перерывами, работал; распался коллектив проектировщиков, который он создал; пришли несчастья и болезни…

В.Л. Швец многое успел, но еще больше не успел. И мне его очень будет не хватать!

Основные публикации по транспортным системам городов

1. Швец В.Л., Колесников Э.В. Опыт проектирования комплексных транспортных схем крупных городов Казахской ССР // Транспортные проблемы современного градостроительства / Тезисы докладов. – Киев, 1975, с. 28-30.
2. Швец В.Л., Колосовский В.П. Организация проектирования и реализация комплексных транспортных схем крупных городов Казахстана // Проблемы комплексного развития транспортных систем городов / Тезисы докладов и сообщений Всесоюзного науч.-техн. семинара (г. Минск, 17-19 мая 1978г.). – Минск, 1978, с. 26-29.
3. Ваксман С.А., Швец В.Л. Проблемы автоматизации проектирования сети магистральных улиц городов // Развитие сети городских улиц и дорог / Тез. докл. Всесоюз. научн.-техн. конф., 21-22 мая 1981 г., Шауляй. Ч 1. – Шауляй, 1981, с. 29-32.
4. Ваксман С.А., Швец В.Л. Анализ реализации комплексных транспортных схем крупных городов Казахстана // Город-транспорт-человек. –Челябинск: УДНТП, 1984, с. 28-29.
5. Ваксман С.А., Швец В.Л. Практика реализации решений комплексной транспортной системы Караганды в области массового пассажирского транспорта // Размещение производительных сил Урала. – Свердловск, 1984, с. 80-90.
6. Ваксман С.А., Любарский Р.Э., Швец В.Л. Определение средней дальности маршрутной поездки на городском пассажирском транспорте // Современное состояние и тенденция развития больших городов в СССР и за рубежом. Экспресс-информация. Вып. 12/4. – М.: МДНТП, 1985. – 4с.
7. Ваксман С.А., Швец В.Л. Метод анализа точности прогнозирования в комплексных транспортных схемах городов // Город-транспорт-человек. –Челябинск: УДНТП, 1986, с. 35-36.
8. Швец В.Л. Автоматизация расчетов капитальных вложений и эксплуатацион-ных расходов по вариантам развития массового пассажирского транспорта в комплексных транспортных схемах // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов Среднего Урала / Тезисы докладов. – Свердловск, 1986, с. 17-18.
9. Швец В.Л. Об одном подходе к расчету кривых тяготения.
10. Швец В.Л. Получение матрицы корреспонденций по материалам анкетного обследования подвижности населения // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов / Тезисы докладов 2 областной экономической конференции, 15-17 июня, Свердловск, 1988. – Свердловск, 1988, с. 36-37.
11. Швец В.Л. Технологическая линия автоматизированного проектирования комплексных транспортных схем (САПР КТС) // Совершенствование транспортных систем городов (проектирование и планирование) / Тезисы докладов и сообщений Всесоюзного науч.-техн. семинара. – М., 1989, с. 86-88.
12. Ваксман С.А., Швец В.Л. Надежность прогнозирования развития транспортных систем городов // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов / Тезисы докладов 3 Свердловской конференции. – Свердловск, 1990, с. 25-28.
13. Швец В.Л. Опыт проектирования КСОД и ПОД в Казахской ССР // Схемы и проекты организации движения в городах в условиях самоуправления территорий / Тезисы докладов научно-практического семинара, 13-14 июня, Свердловск, 1991. – Свердловск, 1991, с. 11-12.
14. Ваксман С.А., Швец В.Л. Динамика подвижности населения городов Казахстана в 70-80х годах // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов / Тезисы докладов 4 Екатеринбургской (1 международной) конф. – Екатеринбург, 1992, с. 20-21.
15. Ваксман С.А., Швец В.Л., Носачева С.В., Ваксман Л.С. Прогнозирование подвижности населения в городах Казахстана // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов / Тезисы докладов 4 Екатеринбургской (1 международной) конф. – Екатеринбург, 1992, с. 22-26.
16. Ваксман С.А., Швец В.Л., Новикова Н.В., Носачева С.В. Влияние транспорта на развитие торговой сети городов // Размещение производительных сил Урала. – Екатеринбург: УрИНХ, 1993, с. 119-129.
17. Ваксман С.А., Глик Ф.Г., Швец В.Л. Транспортное районирование города // Региональная экономика и региональная политика. –Екатеринбург: УрГЭУ, 1994, с. 180-188.
18. Ваксман С.А., Швец В.Л. Анализ влияния градостроительно-транспортных факторов на безопасность движения // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов / Тезисы докладов 2 международной конференции (пятой екатеринбургской), 15-16 июня, Екатеринбург, 1994. – Екатеринбург, 1994, с. 95-98.
19. Ваксман С.А., Швец В.Л. Оценка точности прогнозирования развития транспортных систем городов // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов / Материалы и тезисы докладов 2 международной (5 екатеринбургской) конф. – Екатеринбург, 1994, с. 39-41.
20. Швец В.Л. Определение вредных выбросов автомобилей при проектировании улично-дорожной сети // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов / Тезисы докладов 2 международной (пятой екатеринбургской) конференции, 15-16 июня, Екатеринбург, 1994. – Екатеринбург, 1994, с. 89-92.
21. Ваксман С.А., Швец В.Л. Метод расчета пассажиропотоков в городах // Вопросы планировки и застройки городов // 2 международная науч.-практ. конф. – Пенза: ПГАСИ, 1995, с. 13-16.
22. Ваксман С.А., Швец В.Л. Информационная база расчета пассажиропотоков в городах. Ч.1. // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов / Материалы и тезисы докладов 3 международной (шестой екатеринбургской) науч.-практ. конференции. – Екатеринбург: Комвакс, 1996, с. 51-55.
23. Ваксман С.А., Швец В.Л. Системный подход к прогнозированию развития транспорта крупных городов // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов / Материалы и тезисы докладов 4 международной (седьмой екатеринбургской) науч.-практ. конференции. – Екатеринбург: Комвакс, 1998, с. 15-19.
24. Швец В.Л. Подвижность населения города Акмолы // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов / Материалы и тезисы докладов 4 международной (седьмой екатеринбургской) науч.-практ. конференции. – Екатеринбург: Комвакс, 1998, с. 41-43.


© S.Waksman, 2002