«Он был радостью и надеждой»
(памяти Алексея Сергеевича Михайлова)

С.А.Ваксман

Приведенные выше слова принадлежат известному специалисту в области транспортных систем городов Ю.С.Кирзнеру, сказавшему их по случаю внезапной кончины Алексея Сергеевича Михайлова.

Долгое время я ничего не знал об Алексее Сергеевиче. Причина прозаическая - Михайлов не занимался транспортными системами городов, внутригородскими перемещениями, организацией городского движения.

С начала 2002 года я искал новые пути консолидации специалистов, занимавшихся тем, что сначала называлось «городской транспорт», а затем «транспортные системы городов». Именно поэтому в 2002г. создан сайт www.waksman.fromru.com «Транспортные системы городов и зон их влияния». 29 июня 2002 года в гостевой книге оказалась запись: «Спасибо за сайт. Как верно подмечено Вами, почти негде общаться транспортникам…Отныне я Ваш почитатель и постоянный посетитель». Подпись – «Михайлов А.С., Усть-Каменогорск» – мне ничего не говорила. Тем не менее, я немедленно ответил и после краткого времени для взаимного «ознакомления» переписка пошла с интервалом в несколько дней, вплоть до предпоследнего дня По просьбе Алексея Сергеевича я послал ему один из последних экземпляров своей книги 1996 года и, к удивлению, получил отзыв, каких не получал от коллег «с многолетним стажем».

Алексей Сергеевич Михайлов родился 19 февраля 1957 г. в Усть-Каменогорске. Потом МАДИ, защита диссертации, присвоение степени кандидата экономических наук, далее, внешне стандартный вузовский путь: ассистент – старший преподаватель – доцент – заведующий кафедрой (дважды). На самом деле и сам Человек, и его путь оказались совсем не стандартными.

Написанное выше, только ступенька к главному. Положение дел в российской науке о внутригородских передвижениях к началу 80-х годов прошлого века не могло не вызвать тревоги. Об этом мы неоднократно с А.А. Поляковым писали: в эту проблематику резко сократился приток молодых; исследования велись всего в нескольких городах СССР под руководством всего 3-5 докторов наук; помимо учебников для вузов почти не появились фундаментальные монографии (исключение в виде книги Г.А. Гольца «Транспорт и расселение» только подчеркивает это обстоятельство); имел место колоссальный разрыв между вузовской и отраслевой наукой… И все это при резком падении с начала 80-х годов объемов проектных работ по транспортным системам городов. Естественно на все и всегда есть оправдательные причины. Но, как уже приходилось отмечать, была в сложившемся положении и вина транспортного сообщества…

Вот почему в 1986г. и было решено учредить Свердловские научно-практические конференции по транспортным системам городов для консолидации усилий специалистов разных направлений - конференции эти идут уже почти 20 лет, а в 2002г. создан упоминавшийся выше сайт.

Основу конференций после 1986 г. составляли работы транспортников-градостроителей и, частично, специалистов по организации движения. Однако до начала 90-х годов в материалах свердловских конференций отсутствовал синтез градостроительного, транспортного, экономического, социального подходов к проблематике транспортных систем городов.

На описанном фоне появление в портфеле Оргкомитета международных (к тому времени) конференций работ Алексея Сергеевича (сентябрь 2002г.) вызвало в полном смысле этого слова шок – впервые (по существу за много лет) появились глубокие системные исследования и их результаты по теории внутригородских передвижений, включающие градостроительные, психологические, экономические, экологические, чисто транспортные подходы! Посмотрим сборники 2003 и 2004гг.:

1) Михайлов А.С. Эластичность спроса на внутригородские перемещения относительно трансакционной трудности сообщений на сети.
2) Михайлов А.С. Эффективность приватизации общественного транспорта: опыт реформ в Казахстане.
3) Михайлов А.С., Михайлова Е.А. Оценка вероятности выбора населением способа перемещения на основе трансакционного критерия выбора.
4) Михайлов А.С. Михайлова Н.В. Моделирование типологии городов по подвижности на общественном пассажирском транспорте

Немедленно возник вопрос – откуда (не в географическом смысле) такой уникальный ученый? И почему о нем не было известно? Наша переписка с Алексеем Сергеевичем (а мы к этому времени уже интенсивно обсуждали множество аспектов) по этому поводу вызвала еще большее изумление. Смотрю список научных трудов А.С. Михайлова – до начала 2000 года в нем практически отсутствуют серьезные публикации по проблеме перемещений. С разрешения Нины Викторовны Михайловой привожу часть ее письма, посвященного тому, как развивались исследования Алексея Сергеевича в нашей науке: «На мой взгляд, исследования А.С. в области транспортных систем были не случайны. Много лет Алексей Сергеевич преподавал курс «Пассажирские перевозки» и разработал уникальный курс лекций, по которому его ученики проводили занятия. Также он уделял очень много внимания исследовательской работе со студентами, особенно при дипломном проектировании. Такие темы, как «Повышение эффективности управления городским пассажирским транспортом», «Совершенствование методов оперативного управления перевозками», «Резервы повышения качества транспортного обслуживания пассажиров» Алексей Сергеевич проводил давно – конец 80х-начало 90х годов; но окончательно он решил заниматься этой проблемой после 96 года, когда все казахстанские пассажирские предприятия перешли на рыночные условия работы. И он начал активно заниматься сбором материалов для монографии и дальнейших научных исследований. В 1999г. четырехмесячная стажировка в США укрепила его веру в правильности выбора темы исследования. Поэтому он ушел в творческий отпуск на два года, начал активно публиковаться по данной тематике. К сожалению, работа двигалась не так быстро, потому что он часто сомневался в своих результатах, а посоветоваться ему было не с кем - это было что-то новое и не всегда его понимали даже специалисты. Конечно, я всегда пыталась его убедить в том, что он делает нужную и интересную работу, но этого было мало. И только когда А.С. познакомился с Вами и начал обсуждать свои проблемы, он понял, что находится на правильном пути. Вообще Алексей Сергеевич был очень порядочный и скромный человек, как в жизни, так и в науке».

Уже к концу 2003г. вышла замечательная, просто потрясающая монография Алексея Сергеевича: «Управление рынком перемещений городского населения» (Алматы: Гылым, 2003 – 238с.). Ее оглавление приведено в сборнике 2004 года, а книга выложена на сайте www.waksman.fromru.com . Так как тираж книги крайне невелик (300 экз.), я постарался, чтобы она быстро попала к Г.А. Гольцу, Ф.Г. Глику, Ю.С. Кирзнеру … И мгновенно последовал отклик Г.А. Гольца в сборнике 2004г. Замечу, что с моей точки зрения, монография нуждается в быстром переиздании.

Огромный интерес вызывает исследование Алексея Сергеевича по влиянию полного отказа государства (в данном случае Казахстана) в финансировании общественного транспорта городов на внутригородскую подвижность. Так как я примерно 30 лет отдал исследованиям по городам Казахстана, то приводимые Алексеем Сергеевичем цифры поражали: в результате отказа от поддержки ГОПТ не только падала подвижность (со всеми отрицательными социально-экономическими последствиями этого явления), но и принципиально менялась структура подвижности по целям и способам, а также по основным характеристикам.

Коллеги-проектировщики из «ЗАО Петербургский НИПИГрад» немедленно опробовали совместно с А.С.Михайловым предложенную им методику прогнозирования подвижности на основе распределения населения (домохозяйств) по душевому доходу.

По сути дела, А.С. Михайлов поставил и теоретически решил следующий комплекс задач: 1) поведение потребителей на рынке внутригородских перемещений; 2) формирование величины и структуры этих перемещений в рыночных условиях; 3) критерии состояния рынка внутригородских перемещений (включая влияние на экологию города, на затраты, связанные с ремонтом и содержанием УДС); 4) методические основы управление подвижностью населения в городах, включая дестимулирование спроса.

То, что Алексей Сергеевич сделал в науке о транспортных системах городов, многократно перекрывает требования к докторским диссертациям и мне очень горько, что дело с его защитой так затянулось. Можно спорить по многим положениям трансакционного подхода, предложенного Алексеем Сергеевичем, начиная с его названия; но не сомневаюсь, что в десятках диссертаций будут так или иначе анализироваться его постановки и результаты. Но это уже жизнь его идей…

Я пытался опубликовать как можно больше работ Алексея Сергеевича. Одну работу по общему согласию решено было отдать для публикации в «Вестник УрГЭУ». В связи со скоропостижной кончиной Алексея Сергеевича эта статья публикуется в настоящем сборнике в моей редакции, которая, к сожалению, по ряду позиций не была согласована с автором – мы не успели доспорить.

21 ноября 2004 года Алексей Сергеевич скончался.
Нина Викторовна – жена и соратник Алексея Сергеевича писала: «Если 2-3 дня от Вас не было писем, Алексей Сергеевич начинал нервничать». Мне очень повезло пусть в кратковременном, но таком интересном и насыщенном творческом общении!

Очень горько, что так рано мы потеряли талантливого Ученого, который мог сделать так много!

СПИСОК
научных трудов Михайлова Алексея Сергеевича

1. Оценка уровня тарифа на городском автобусном маршруте
В кн: Проблемы НТП в развитии региона и отраслей народного хозяйства. Усть-Каменогорск: УК СДИ, 1998, с. 81

2. Государственное финансирование транспорта в штате Нью-Мексико (США)
Вестник Восточно-Казахстанского технического университета, 4/1999 с. 83
Чи-Дун-Чи Ю.В.
3. Моделирование передвижений городского населения
В кн: Интеграция науки, образования и производства в современных условиях. Усть-Каменогорск: ВК ГТУ, 2000, с. 710

4. Влияние ценовых факторов на экономические результаты деятельности предприятий пассажирского транспорта
В кн: Интеграция науки, образования и производства в современных условиях. Усть-Каменогорск: ВК ГТУ, 2000, с. 713
Муздыбаева А.С.
5. Анализ затрат населения на городские передвижения
В кн: Научно-технический прогресс: управление качеством, энерго- и ресурсосбережение на пороге XXI века. Усть-Каменогорск: ВК ГТУ, 2001, с. 346
Сулейменов Ж.
6. Влияние структуры перемещений населения на эффективность городской пассажирской транспортной системы
В кн: Транспорт Евразии: взгляд в XXI век., Алматы: КазАТК, 2000, с. 209
Муздыбаева А.С.
7. Использование моделей в системе государственного регулирования общественного пассажирского транспорта
В кн: Проблемы социально-экономического развития регионов на пороге XXI века., Шимкент: ЮК ГУ, 2000, с. 100

8. Оценка эффективности городских пассажирских транспортных систем
В кн: Транспорт Евразии: взгляд в XXI век., Алматы: КазАТК, 2000, с. 211

9. Оценка состояния и тенденции развития предприятий городского автобусного транспорта в г. Усть-Каменогорске
В кн: Научно-технический прогресс: управление качеством, энерго- и ресурсосбережение на пороге XXI века. Усть-Каменогорск: ВК ГТУ, 2001, с. 342
Джуманазарова Ж.
10. Критерии выбора населением способа передвижения
В кн: Интеграция науки, образования и производства в современных условиях. Усть-Каменогорск: ВК ГТУ, 2001, с. 246
Муздыбаева А.С.
11. Маркетинговые аспекты деятельности городских пассажирских систем
В кн: Интеграция науки, образования и производства в современных условиях. Усть-Каменогорск: ВК ГТУ, 2001, с.244

12. Моделирование влияния градостроительных факторов на внутригородские передвижения населения
В кн: Экономические реформы и совершенствование системы управления на предприятиях Казахстана и России, Алматы: АИЭиС, 2001, с. 148

13. Вероятностная модель подвижности городского населения
В кн: Экономические реформы и совершенствование системы управления на предприятиях Казахстана и России, Алматы: АИЭиС, 2001, с. 151

14. Влияние структурных изменений подвижности населения на экологию города
В кн: Инженерная наука Казахстана на пороге XXI века, Алматы: ИА РК, 2001, с. 284

15. Моделирование потребления топливных ресурсов пассажирским транспортом
В кн: Энергоресурсосберегающие технологии Прииртышья. Павлодар, ПаУ, 2001, с. 233

16. Влияние ценовых факторов на потребление топливных ресурсов городским пассажирским транспортом
В кн: Энергоресурсосберегающие технологии Прииртышья. Павлодар, ПаУ, 2001, с. 231

17. Ценовая политика на общественном транспорте и состояние воздушного бассейна города.
В кн: Проблемы современной науки: актуальность, направления, перспективы, Усть-Каменогорск, ВКГТУ, 2002, с. 274

18. Анализ сегмента рынка перемещений городского населения автобусным транспортом
В кн: Проблемы современной науки: актуальность, направления, перспективы, Усть-Каменогорск, ВКГТУ, 2002, с. 125

19. Поведение потребителей на рынке перемещений городского населения
В кн: Проблемы современной науки: актуальность, направления, перспективы, Усть-Каменогорск, ВКГТУ, 2002, с. 128

20. Общественный пассажирский транспорт как фактор снижения затрат на эксплуатацию дорожной сети.
В кн: Проблемы современной науки: актуальность, направления, перспективы, Усть-Каменогорск, ВКГТУ, 2002, с. 89
Михайлова Н.В.
21. Оценка влияния душевого дохода на вероятность выбора способа перемещения в городе.
В кн: Проблемы современной науки: актуальность, направления, перспективы, Усть-Каменогорск, ВКГТУ, 2002, с. 288
Михайлова Е.А.
22. Тенденции развития городского пассажирского транспорта в Республике Казахстан.
В кн: Современные проблемы, тенденции и перспективы управления региональными социально-экономическими системами. Усть-Каменогорск: ВК ГТУ, 2002, с. 115

23. Тенденции уровня обслуживания населения городским пассажирским транспортом в Республике Казахстан
В кн: Современные проблемы, тенденции и перспективы управления региональными социально-экономическими системи. Усть-Каменогорск: ВК ГТУ, 2002, с. 117
Михайлова Н.В.
Михайлова Е.А.
24. Обучающая и аналитическая эксперт-система оценки качества управления городскими пассажирскими системами.
В кн: Бизнес и образование: вектор развития. Алматы: МАБ, 2002, с.436

25. Компьютерная эксперт-система анализа пассажирских систем городов: обучающий аспект
Ж. Поиск 4/2002, с. 69

26. Модель формирования спроса на внутригородские перемещения населения в автобусном сообщении
В кн: Транспорт Евразии: взгляд в ХХI век. Алматы, 2002, с. 209

27. Городской транспорт
ж Промышленность Казахстана, 4/2002, с. 70
Квасов А.И.
28. Модель перемещений городского населения
ж Промышленность Казахстана, 10/2002, с. 72
Квасов А.И.
29. Тенденции ролевой функции общественного транспорта в обеспечении подвижности городского населения.
В кн: Транспорт Евразии: взгляд в ХХI век. Алматы, 2002, с. 205
Михайлова Н.В.
30. Внутригородская подвижность населения: состояние и проблемы управления
Вестник КазНУ № 5/2002 с. 88

31. Оценка качества организации перемещений городского населения
В кн: Проблемы современной науки: актуальность, направления, перспективы, Усть-Каменогорск: ВК ГТУ, 2002, с. 252
Кривых В.А.
32. Модель влияния стоимости проезда на потенциальный рынок маршрута общественного транспорта
В кн: Пути развития современной науки, техники и технологии, Усть-Каменогорск: ВК ГТУ, Зыряновское отделение, 2002, с. 151
Квасов А.И.
33. Структура спроса на внутригородские перемещения
ж Промышленность Казахстана, 1/2003, с. 50
Квасов А.И.,
Баймолдаев Б.
34. Управление городским общественным транспортом на основе анализа потребительского поведения
Вестник КазЭУ 1/2003, с. 73

35. Факторы эластичности спроса на внутригородские перемещения
В кн: Проблемы и перспективы интеграционного развития и образования, Усть-Каменогорск: ВГИ, 2003, с.29

36. Спрос на внутригородские перемещения и факторы его формирования
Вестник КазЭУ 2/2003, с. 86

37. Управление работой пассажирского транспорта: опыт США
Ж. Поиск 1/2003, с. 31

38. Эластичность спроса на внутригородские перемещения относительно трансакционный трудности сообщения на сети.
В кн: Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния. Екатеринбург, УГЭУ, 2003, с.65

39. Эффективность приватизации городского общественного транспорта: опыт реформ в Казахстане.
В кн: Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния. Екатеринбург, УГЭУ, 2003, с. 72

40. Ценовые характеристики общественного транспорта и экология воздушного бассейна города Усть-Каменогорска
Вестник университета "Кайнар" №2 / 2003, с.91

41. Ценовая политика на пассажирском общественном транспорте и структура перемещений городского населения
В кн: Индустриально-инновационная политика - новый этап развития Казахстана., Усть-Каменогорск: ВК ГТУ, 2003, с. 238

42. Экономика транспорта и экология
В кн: Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие. Пенза: Приволжский Дом знаний 2003, с. 213
Пухова О.И.
43. Внутригородская подвижность населения и состояние воздушного бассейна города

В кн: Экономика, экология и общество России в 21-м столетии. СПБ: СПБ ГПУ, 2003, с. 217

44. Пути снижения влияния автомобилизации на состояние окружающей среду (на примере городов Хабаровска и Усть-Каменогорска)
В кн: Современные проблемы российской экономики и региональная интеграция. Орск: Оренбургский государственный университет, Орский филиал, 2003, с. 28
Пухова О.И.
45. Моделирование стратегий обновления парка подвижного состава маршрутных такси в условиях аренды
В кн: Студент и наука: творчество и перспективы. Усть-Каменогорск: ВК ГТУ, 2003 с.37
Чернова Т.П.
Михайлова Е.А.
46. Моделирование рынка трамвайного маршрута
В кн: Студент и наука: творчество и перспективы. Усть-Каменогорск: ВК ГТУ, 2003 с.122
Гущина Е.А.
47. Управление рынком перемещений городского населения
Алматы: НИЦ Гылым, 2003, 238 с.


© S.Waksman, 2002