Сарычев

Александр Викторович

14.06.1949, г. Москва

Кандидат технических наук,

Директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства (Москва)

e-mail: niitdh@yandex.ru

 

Окончил Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ) в 1971 г. по специальности «Экономика и организация автомобильного транспорта».

Кандидат технических наук  по специальности «Автомобильные дороги и автомобильный транспорт», тема диссертации  – «Повышение эффективности и качества перевозок пассажиров в городах на основе формирования рациональной структуры парка автобусов» (1982). Научным руководителем был   профессор В.Н.Иванов, официальным оппонентом – профессор М.С.Фишельсон.   

Основные направления научной деятельности: в молодости – прогнозы объемов пассажирских  перевозок, типаж и  структура парка автобусов, программно-целевое планирование на автомобильном транспорте; в течение всей профессиональной карьеры  – прогнозы развития и проблемы автомобилизации, экономические и институциональные проблемы дорожного хозяйства, транспортная политика, городское транспортное планирование, организация перевозок, транспортная культура и безопасность дорожного движения.   

Работа:

С 1986 по 1990 гг. я возглавлял отдел Организации и управления пассажирскими перевозками ННИАТ.  Вместе с коллегами были подготовлены методические материалы и руководства по различным аспектам автомобильного и городского пассажирского транспорта; все это  отразилось в многочисленных официальных  документах  Госплана СССР, ГКНТ СССР, Минавтопрома СССР, Минавтотранса РСФСР и Госплана РСФСР.

В этот период удалось наладить активные профессиональные и творческие  контакты с коллегами из многих городов и научных центров.  Участниками совместных разработок, а также  наших научно-технических советов и семинаров стали тогда:  М.К.Загадский, Л.И.Свердлин, В.А.Марченко (Ленфилиал НИИАТ), А.И.Стрельников (ЦНИИПГРАД), Г.А.Варелопуло  (Служба движения Мосгортранса),  Д.М. Эткин, Ю.А.Корольков (НАМИ),  А.О.Аррак (Тартуский университет), Н.П. Минин (ИКТП при Госплане СССР),  Е.Б.Хилажев (СКБ «Промавтоматика» Минприбора СССР) и многие другие.

Сделанные мною в 1970-1980-ые  годы  прогнозы развития парка пассажирских автомобилей и  пассажирских перевозок по независящим от автора обстоятельствам, во-первых, не подлежали публикации, во-вторых,  стали после 1991 года неактуальными.

В 1989 году совместно с М.Я.Блинкиным сделан прогноз развития автомобилизации до 2015 года. К счастью, прогнозные материалы в эту эпоху стали разрешенными к открытой печати. К сожалению, наш прогноз оказался на редкость точным: развитие парка легковых автомобилей пошло, как мы и предполагали,  по стандартной и пройденной во многих странах «логисте автомобилизации», со всеми вытекающими отсюда негативными экстерналиями. 

ТРАНСЛАБ и НИИТДХ принимали участие в ряде федеральных целевых программ в сфере транспорта и дорожного хозяйства, а также  в экспертизах  крупных инфраструктурных проектов, проводившихся  как по заказам Минфина России, Минтранса России, Росавтодора, так и в порядке общественных инициатив.

Опубликовал порядка 50 работ и методических разработок.

Основные публикации:

Монографии:

·        «Автоматизированные системы транспортного планирования», Итоги науки и техники АН СССР. Серия: «Автомобильный и городской транспорт», т. 13. -  М.: ВИНИТИ, 1988 (совместно с М.Я.Блинкиным и Г.А.Гуревичем)

·        «Качество институтов и транспортные риски». -  М.: НИИТДХ, 2008  (совместно с М.Я.Блинкиным)

Статьи и методические документы:

·        Основные положения и технологические требования к АСУ перевозочным процессом на городском маршрутизированном транспорте: утв. Минавтотрансом РСФСР в 1983 г. /НИИАТ.- М.1984.- 71 с.  (совместно с М.Я.Блинкиным и др.)

·        Типаж и структура парка автобусов// Совершенствование организации и управления перевозочным процессом на пассажирском   автомобильном транспорте: Сб. научных трудов НИИАТ. – М., 1986. – С.57-70.

·        Технико-экономическое обоснование оптимальной структуры парка автобусов// Роль научно-технического прогресса в совершенствовании транспортного обслуживания пассажиров: Материалы семинара/ МДНТП.- М.,1987. – С.97-104.

·        Почему их надо строить... (к дискуссии о перспективах дорожного строительства в России)// журнал «Родина» №2, 1999 г. (совместно с М.Я.Блинкиным)

·        О плате за пользование дорогами  (историко-методические заметки) (совместно с М.Я.Блинкиным) http://www.fad.ru/doc/science/science.htm · 

·        О платных дорогах и дорожных налогах (совместно с М.Я.Блинкиным) http://www.polit.ru/economy/2003/04/17/615576.html

·        Городской транспорт: либеральный взгляд на проблему (совместно с М.Я.Блинкиным) http://www.polit.ru/analytics/2005/12/07/transport.html

·        Куда   ведут российские дороги // журнал « Россия в глобальной политике». - 2005. - N 2. - С. 29-38. (совместно с М.Я.Блинкиным)

·        Монетизация вечных ценностей//журнал Forbes  №10,  2005 г. (совместно с М.Я.Блинкиным)

·        О транспортной культуре. https://m.polit.ru/article/2008/07/18/transport/

·        и т.д. и т.п.



Хобби:  более 40 лет вожу автомобили различных марок и моделей; пока не надоело.



© S.Waksman, 2002