До недавнего времени считалось, что транспортной проблемы средних и, особенно, малых городов не существует. Действительно, до начала 90-х годов прошлого века в таких городах обслуживание населения осуществлялось автобусами, уровень личной автомобилизации населения был мал, частных автобусных перевозок не существовало. В настоящее время ситуация изменилась коренным образом: возникла конкуренция между перевозчиками, ранее обслуживающими муниципальные маршруты ГОТ, взрывной характер приобрел процесс автомобилизации населения; усилилась опасность движения на улицах городов и дорогах муниципальных образований, центрами которых они, как правило, являются. Указанное в полной мере относится к городу Красноуфимску. О том, что новые реалии не осознаны, свидетельствует отсутствие проектной и исследовательских работ, посвященной этой проблеме.
Для анализа состояния и развития транспортной системы г. Красноуфимска весной, летом и осенью 2004 г. проведено выборочное обследование подвижности жителей. В результате было опрошено 244 человека, в том числе 105 рабочих,108 служащих и 31 школьник (табл.1). Среди рабочих преобладают мужчины (53,3 %), среди служащих и школьников - женщины (60,2 % и 61,3% соответственно). Среди рабочих большинство выборки сформировали лица в возрасте от 30 до 39 лет, среди служащих - в возрасте от 40 до 49 лет. Школьники являются учениками 10-11 классов.
Средняя подвижность
респондентов составила 3,38 передвижения в сутки (табл.1).
Несколько удивительным оказалось то, что у рабочих-женщин
суточная подвижность меньше
подвижности мужчин на 0,34; у женщин-служащих подвижность
выше на 0,43 передвижения в сутки, чем у мужчин-служащих.
Как у рабочих, так и у служащих наибольшая подвижность наблюдается
при пеших передвижених;
рабочие в наибольшей степени используют при
передвижениях ГОТ, в частности,
автобус. У школьников - самая высокая подвижность
– 3,42 передвижения в сутки.
В среднем по выборке наибольшая подвижность при
пеших передвижениях,
на втором месте
– ГОТ, на третьем – личный автомобиль.
Табл. 1.Суточная подвижность населения города
Кол-во перед-вижений |
Подвиж-ность |
по способам передвижений |
||||||||
А |
МТ |
ГОТ |
ЛА |
П |
СА |
СЛА |
Т |
|||
Рабочие |
3,36 |
0,74 |
0,51 |
1,26 |
0,65 |
1,39 |
0,01 |
0,04 |
0,02 |
|
М |
3,52 |
0,64 |
0,43 |
1,07 |
0,95 |
1,39 |
0,02 |
0,07 |
0,02 |
|
Ж |
3,18 |
0,86 |
0,61 |
1,47 |
0,31 |
1,39 |
0,00 |
0,00 |
0,02 |
|
Служащие |
3,38 |
0,61 |
0,53 |
1,14 |
0,85 |
1,31 |
0,00 |
0,04 |
0,04 |
|
М |
3,12 |
0,47 |
0,35 |
0,81 |
1,53 |
0,67 |
0,00 |
0,09 |
0,00 |
|
Ж |
3,55 |
0,71 |
0,65 |
1,35 |
0,40 |
1,74 |
0,00 |
0,00 |
0,06 |
|
Школьники |
3,42 |
1,00 |
0,71 |
1,71 |
0,06 |
1,65 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
М |
3,50 |
1,08 |
0,50 |
1,58 |
0,08 |
1,83 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Ж |
3,37 |
0,95 |
0,84 |
1,79 |
0,05 |
1,53 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
В среднем |
3,38 |
0,72 |
0,55 |
1,26 |
0,66 |
1,39 |
0,00 |
0,03 |
0,02 |
А – автобус; МТ – маршрутное такси; ЛА – личный автомобиль; П – пешком;
СА – служебный автобус;
СЛА – служебный автомобиль; Т – такси.
Удельный вес пеших передвижений у рабочих -
41,4%, на ГОТ – 37,4 % (в т.ч. маршрутное такси 15,3%).
У женщин – рабочих соответствующие показатели выше, чем
у мужчин, при обратной тенденции по пользованию личным
автомобилем. У служащих- мужчин основной способ передвижения
- легковой автомобиль (49,3%); пешие передвижения составляют
21,6%. У женщин-служащих пешие передвижения занимают 48,9%,
а на легковом автомобиле- 11,3%. У юношей-школьников наибольший
удельный вес занимают пешие передвижения - 52,4%, а у
девушек-школьниц -
45,3%; передвижения на ГОТ - 53,1%. Во всех социальных
группах удельный вес поездок на автобусе пока превышает
аналогичный показатель по маршрутным такси. Однако, с
учетом складывающихся тенденций
следует ожидать структурных изменений.
У рабочих преобладающим является суточный
цикл из четырех передвижений
в сутки (табл.2): у рабочих-мужчин
- 33,9 %, у женщин -32,7%. У мужчин-служащих также
преобладают 4 и 2 передвижения в сутки (по 34,1% соответственно).
У женщин-служащих наблюдается аналогичная тенденция: два
передвижения в сутки- 29,9%, четыре передвижения- 26,9%,
три передвижения- 25,4% суточных циклов. Школьники наиболее
часто совершают три передвижения в сутки (35,5%). В среднем
по выборке суточные циклы из двух и четырех передвижений
преобладают у всех респондентов (30,3 и 32,0 % соответственно).
Рабочие затрачивают на одно передвижение в среднем 23,1 минуты (наибольшие
затраты времени приходятся на передвижения на автобусе,
а наименьшие при передвижениях на легковом автомобиле - 15,1
минут) – табл.3. Служащие
в среднем на одно передвижение затрачивают 21,4 мин.:
28,4 мин. на маршрутном такси, 31,2 мин. на автобус, 18,5
мин. - на легковом автомобиле, 17,4 мин. на пешие передвижения.
Школьники в среднем на одно передвижение затрачивают 23,2
мин. В среднем по выборке затраты на одно передвижение
составляют 22,3 минут: на автобусе- 34,6, на маршрутном
такси - 27,9, на личном автомобиле- 17,3, пешком – 16,5 минуты.
Табл. 2. Структура респондентов по количеству передвижений
в сутки, %
Кол-во передвижений |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего |
Рабочие |
29,5 |
21,0 |
33,3 |
10,5 |
5,7 |
0,0 |
100 |
М |
21,4 |
26,8 |
33,9 |
10,7 |
7,1 |
0,0 |
100 |
Ж |
38,8 |
14,3 |
32,7 |
10,2 |
4,1 |
0,0 |
100 |
Служащие |
31,5 |
22,2 |
29,6 |
8,3 |
7,4 |
0,9 |
100 |
М |
34,1 |
17,1 |
34,1 |
4,9 |
7,3 |
2,4 |
100 |
Ж |
29,9 |
25,4 |
26,9 |
10,4 |
7,5 |
0,0 |
100 |
Школьники |
29,0 |
19,4 |
35,5 |
9,7 |
6,5 |
0,0 |
100 |
М |
25,0 |
16,7 |
41,7 |
16,7 |
0,0 |
0,0 |
100 |
Ж |
31,6 |
21,1 |
31,6 |
5,3 |
10,5 |
0,0 |
100 |
Итого |
30,3 |
21,3 |
32,0 |
9,4 |
6,6 |
0,4 |
100 |
Табл. 3.Средние затраты времени респондентов на передвижение, мин.
Затраты времени на передвижения |
Всего |
А |
МТ |
ГОТ |
ЛА |
П |
СА |
СЛА |
Т |
Рабочие |
23,1 |
37,4 |
31,6 |
35,0 |
15,1 |
16,4 |
15,0 |
11,3 |
15,0 |
М |
23,3 |
40,1 |
32,9 |
37,3 |
14,8 |
19,3 |
15,0 |
11,3 |
15,0 |
Ж |
22,7 |
35,1 |
30,5 |
33,2 |
16,3 |
13,1 |
0,0 |
0,0 |
15,0 |
Служащие |
21,4 |
31,2 |
28,4 |
29,9 |
18,5 |
16,0 |
0,0 |
9,0 |
28,8 |
М |
19,9 |
34,0 |
27,5 |
31,2 |
17,4 |
13,2 |
0,0 |
9,0 |
0,0 |
Ж |
22,3 |
30,0 |
28,8 |
29,4 |
21,3 |
16,7 |
0,0 |
0,0 |
28,8 |
Школьники |
23,2 |
34,7 |
17,3 |
27,5 |
35,0 |
18,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
М |
26,5 |
33,8 |
28,3 |
32,1 |
40,0 |
21,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Ж |
21,1 |
35,3 |
13,1 |
24,9 |
30,0 |
16,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Итого |
22,3 |
34,6 |
27,9 |
31,7 |
17,3 |
16,5 |
15,0 |
10,1 |
24,2 |
Вариант ответа |
постоянно |
редко |
не пользуюсь |
Рабочие |
30,3 |
19,1 |
50,6 |
Служащие |
23,2 |
26,3 |
50,5 |
Школьники |
32,1 |
32,1 |
35,7 |
[1] При проведении исследований в городах Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре
частота поездок определялась не только для жителей городов,
но и Хабаровского и Комсомольского районов. Это расширение
географических границ обусловлено тем обстоятельством,
что пассажирские перевозки на территории этих районов
осуществляются автотранспортными предприятиями Хабаровска
и Комсомольска-на-Амуре.
[2] Хотя при приведенном анализе она существует.