Рассмотрены
результаты оценки функции тяготения по трудовым целям
в центр города Иркутска, полученные на основе обработки
анкет опроса подвижности населения.
Следует заметить, что разнообразие функций
тяготения, предложенных разными авторами, определяется,
прежде всего, различием характеристик обследованных ими
городов, а также различием функции тяготения населения
к разным центрам: местам работы, отдыха, культурно-просветительного
учреждения, зрелищным предприятиям и др.
В теории и практике транспортного планирования ФРГ широкое
применение получила, так называемая, функция EVA, используемая для распределения пассажиропотоков в программе
PTV-VISUM:
;
(1) где
,
,
–
калибровочные коэффициенты функции тяготения, определяемые
при помощи аппроксимации кривой накопленных частот;
- стоимость передвижения (затраты времени) между
и
учетно-транспортными
районами города.
В результате обследований расселения и передвижений
населения в центр города Иркутска получен ряд функций
тяготения, аппроксимированных гиперболическими, экспоненциальными
и другими зависимостями. Поиск показал, что наилучшей аппроксимацией обладает
функция EVA (рис. 1): коэффициент множественной детерминации для
рассмотренной функции R2≥0,9; функции тяготения для разных видов передвижений
существенно отличаются
(см. табл.).
Рис. 1. Кривая
расселения относительно цента города, построенная на основе
калибровки параметров по затратам времени
(все виды передвижений ),R2=0,996
Тип передвижения |
E |
F |
G |
Все
виды передвижений |
1.078 |
3.855 |
0.0707 |
Индивидуальный
транспорт |
0.915 |
4.330 |
0.1199 |
Общественный
транспорт |
0.8618 |
4.517 |
0.09017 |
Результаты исследования подтверждают невозможность применения
одной «универсальной» кривой для городов, отличающихся
планировочной структурой, социальным и профессиональным
составом населения, характеристиками транспортной системы.
Однако усреднение функции тяготения на стадии проектирования
генплана неизбежно вследствие неполноты необходимой информации
для ее точного представления.