Материалы VIII международной (одиннадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14-15 июня 2002 года

Л.В. Булавина

Временная неравномерность передвижений населения в г. Екатеринбурге

В ноябре 2000-январе 2001г. и мае-июне 2001г. фондом "Социум" совместно с УГТУ-УПИ проведены выборочные анкетные обследования передвижений жителей г. Екатеринбурга. Объем анкетных выборочных обследований 2000-2001г. составил зимой - 25858 человек в возрасте от 7 лет и старше, летом - 5180 (всего 34038 жителей или 2,6% от общей численности населения).

В социальной структуре городского населения преобладают пенсионеры 23,5%, рабочие - 18,9%, служащие - 15,8%, школьники - 13,8%. Различия в соотношении социальных групп по районам существенны, что сказывается на характеристиках передвижений и потребности в транспорте. Наибольший процент возрастных групп старше 55 лет наблюдается в жилых районах: Нижнеисетский - 54,5%, Центральный - 39,8%, Пионерский - 37,6%, при среднем проценте этой возрастной категории по всем обследованным районам - 26%. В последние годы снижение рождаемости и старение населения приводит к снижению общей подвижности населения. Наиболее существенно у возрастных групп различается целевая структура передвижений.

В связи с социально-экономическими преобразованиями в обществе и спадом промышленного производства резко в 1,87 раза по сравнению с 1986г. снизилась доля градообразующей группы, но при этом увеличилась в 1,69 раза доля населения, занятого в обслуживающей сфере, доля несамодеятельного населения, в которое вошли и безработные трудоспособного возраста (1,9% всего населения) увеличилась в 1,17 раза (табл.1).

Несмотря на произошедшие в обществе изменения, целевая структура передвижений практически не изменилась (табл.2). На долю трудовых, деловых и учебных передвижений приходится 50,4% общего объема передвижений (в 1965 г. - 50%), на долю культурно-бытовых - 49,6% (в 1965 г. - 50%). Среди культурно-бытовых передвижений преобладают бытовые - 75,7%. Сопоставление с результатами обследований 1965 г. показывает, что соотношение передвижений по трудовым и нетрудовым целям изменилось незначительно, но при этом отмечается уменьшение доли передвижений к объектам культуры и увеличение доли к бытовым объектам.

Табл. 1. Динамика структуры населения г. Екатеринбурга

Группа населения

1986г факт %

1995г. прогноз КТС %

2000г.по материалам обследований передвижений %

2000г. по отношению к 1986г.

2000г. по отношению к прогнозу КТС на 1995г.

Градообразующая

38

35

20,3

0,53

0,58

Обслуживающая

14

19

23,7

1,69

1,25

Несамодеятельное население

48

46

56,0

1,16

1,22

Итого

100

100

100

 

 

Табл. 2 Целевая структура передвижений

Категория передвижений по цели

 

Доля передвижений, %

1965 года

зима 2000 года

лето 2001 года

Трудовые

32,53

32,00

31,29

Деловые

2,32

1,65

2,39

Учебные

15,15

16,78

14,72

Культурно-досуговые

10,10

3,41

8,81

Бытовые

39,90

37,52

38,89

Гостевые

8,64

3,90

 

100,00

100,00

100,00

Доля передвижений, приходящихся на максимально загруженный день, различается незначительно и составляет зимой 16,6%, летом - 16,2%; коэффициент суточной неравномерности составляет 1,16 - зимой и 1,13 - летом. В распределении передвижений по часам суток отмечается два пика - утренний с 7 до 8 часов - 11.7% всех передвижений (в 1965г. -16,3%) и вечерний с 17 до 18 часов - 9.8% (в 1965г. - 16,7% с 16 до 17 часов).

По сравнению с 1965 годом уменьшилась неравномерность распределения передвижений по часам суток, нет ярко выраженного вечернего пика. Его время сместилось на час позже, увеличилось количество передвижений в межпиковый период, появился третий, дневной пик с 12 до 13 часов - 8.6%. Утренний пик стал преобладать над вечерним.

Наибольшей неравномерностью по часам суток характеризуются трудовые и учебные передвижения. Культурно-бытовые передвижения совершаются в основном с 10 до 16 часов - на этот период приходится 70% всех культурно-бытовых передвижений с одним дневным пиком в 13-14 часов (табл. 3).

Табл. 3. Удельный вес передвижений в час пик в зависимости от цели передвижения

Цель передвижений

Утренний час - пик.

Процент часа- пик

Дневной или вечерний час - пик

Процент часа-пик

Коэффициент часовой неравно-мерности

Трудовые

7-8

23.7

17 -18

15.0

5.7

Деловые

10-11

13.3

Нет

Нет

3.2

Учебные

7-8

19.0

13-14

15.2

4.6

Культурно-Бытовые

Нет

Нет

12-13

12.1

2.9

Всего

7-8

11.7

17-18

9.8

2.8

Распределение посадок пассажиров ГОТ по часам суток характеризуется наибольшей неравномерностью для автобуса, наименьшей - для трамвая. У трамвая вечерний час-пик растянулся на два часа с 16 до 18часов, с 12 до 18 часов наблюдается примерно одинаковая загрузка. У автобуса и троллейбуса четко выражены утренний и вечерний пики, причем, утренний пик выше вечернего. Характер распределения передвижений по часам суток в летний и зимний период очень близок (табл. 4).

Табл. 4 Коэффициенты неравномерности за 18-часовой период работы транспорта

Вид транспорта

Год обследования

Утренний час-пик

%

Вечерний час-пик

%

Коэффициент неравномерности

Трамвай

 

2000

7-8

10.44

16-17

8.92

1.88

 

17-18

9.02

1965

7-8

14.35

16-17

15.27

2.75

Автобус

 

2000

7-8

13.85

17-18

9.82

2.49

1965

7-8

13.25

16-17

13.97

2.52

Троллейбус

 

2000

7-8

12.12

17-18

10.76

2.18

1965

7-8

10.65

16-17

14.75

2.66

 

Всего

2000

7-8

12.41

17-18

9.77

2.23

1965

7-8

13.70

16-17

15.00

2.70

 
     

© S.Waksman 2002