Материалы X международной (тринадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14 - 15 июня 2004 года

Зависимость транспортной подвижности населения от душевого дохода и тарифов на проезд

Гольц Г.А.

В вышедшей монографии А.С. Михайлова "Управление рынком перемещений городского населения." – Алматы, «Гылым». – 2003. – 238 с. приводится уникальные сопоставления подвижности, душевого дохода и тарифа на проезд по трем республикам (Белоруссия, Казахстан, Россия) с 1995 по 2001 год, с. 22,23. Ввиду актуального значения этих данных в рыночных условиях хозяйствования была предпринята попытка обработать эти данные с помощью пакета Statistica 5.0. Результат обработки показан на следующих графиках, рис. 1,2.
Если исключить только одно наблюдение из 21 (по Казахстану за 1999 год), получилось, что отклонение от найденной двухфакторной зависимости подвижности от дохода и тарифа максимально составляет ±20% со средней ±7%. Представляется, что направленность и первые результаты в этой области могут представить значительный интерес в условиях достаточно негативного развития рыночных отношений на городском пассажирском транспорте общего пользования. С другой стороны, использование таких зависимостей может помочь управляющим структурам избежать крупных ошибок в регулировании экономических отношений на городском транспорте.
В заключение добавим, что следует обратить внимание общественности и специалистов по городскому транспорту на пионерную работу А.С. Михайлова. Кроме того, дополнительная обработка представленных в указанной книге материалов показывает, как нам представляется, возможности применения многофакторных зависимостей с наглядным их показом на трехмерных графиках.



© S.Waksman 2002