Под влиянием экономических изменений
в российском обществе происходят изменения в социальной
и демографической структуре населения. Тем не менее, удельный
вес рабочих и служащих был и остается основной составляющей
зарабатывающего населения, хотя характер труда рабочих
постепенно и существенно меняется.
В связи с указанным, в Екатеринбурге в 2002-2003 гг. выполнен
цикл исследований внутригородских передвижений рабочих.
Одновременно для сравнения аналогичные исследования проведены
в ряде малых, средних и больших городов Свердловской
области (Асбест, Артемовский, Каменск-Уральский). В настоящей
работе приводятся результаты анализа подвижности рабочих
промышленности и строительства по г.Екатеринбургу. В соответствии
с принятой методикой параметры подвижности исследуются
не только в целом, но и дифференцированно по подгруппам
разной суточной подвижности – от 1 до 8. Кроме того, анализ
осуществлен раздельно для будних и выходных дней. Общее
количество человеко-дней обследования по рабочим промышленности
составило 329 (57% в будние дни), по рабочим строительства
– 122 (55,7% в будние дни).
Табл. 1. Распределение рабочих по суточному количеству передвижений, %
Отрасль |
Дни недели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Итого |
Рсут |
Промышленность |
будние |
1,1 |
40,4 |
24,5 |
29,3 |
4,2 |
- |
- |
0,5 |
100 |
2,98 |
- |
40,9 |
24,7 |
29,6 |
4,3 |
- |
- |
0,5 |
100 |
3,01 |
||
выходные |
7,8 |
63,1 |
14,9 |
10,7 |
2,1 |
0,7 |
0,7 |
- |
100 |
2,41 |
|
- |
68,5 |
16,2 |
11,6 |
2,3 |
0,7 |
0,7 |
- |
100 |
2,62 |
||
Строительство |
будние |
- |
69,1 |
20,6 |
10,3 |
- |
- |
- |
- |
100 |
2,5 |
выходные |
1,8 |
60,7 |
16,1 |
14,3 |
1,8 |
1,8 |
3,5 |
- |
100 |
2,38 |
|
- |
61,8 |
16,4 |
14,5 |
1,8 |
1,8 |
3,7 |
- |
100 |
2,42 |
Примечание: числитель – вся совокупность передвижений; знаменатель – совокупность передвижений с Р=2 и более
Суточные затраты времени на передвижения у рабочих промышленности (табл. 2) в будние и воскресные дни практически не различаются (соответственно 122 и 120 минут) и могут приниматься равными двум часам. У рабочих-строителей в будние дни средние суммарные затраты времени на передвижения составили 134 минуты, т.е. на 10% выше, чем у рабочих промышленности, в связи с переменной в течение года локализацией места работы.
Табл. 2 Показатели подвижности рабочих промышленности и строительства г. Екатеринбурга
Показатель
|
будние дни
|
выходные дни
|
||
промышленность |
строительство |
промышленность |
строительство |
|
1. Суточные затраты времени, минут |
122,2 |
134,3 |
119,5 |
126,8 |
2. Затраты времени на одно передвижение,
минут |
41 |
53,7 |
49,6 |
53,3 |
в т.ч. по способам: |
||||
- пешком |
26,9 |
20,9 |
38,5 |
28,3 |
- на ГОТ |
49 |
59,3 |
52,1 |
65,5 |
- на легковом автомобиле |
18,7 |
11,4 |
43,1 |
48,3 |
3. Коэффициент пользования транспортом |
0,83 |
0,9 |
0,67 |
0,66 |
в т.ч. по способам: |
||||
- на ГОТ |
0,54 |
0,85 |
0,4 |
0,58 |
- на легковом автомобиле |
0,25 |
0,04 |
0,19 |
0,02 |
- другие виды транспорта |
0,04 |
0,01 |
0,08 |
0,06 |
4. Коэффициент пересадочности |
1,25 |
1,48 |
1,27 |
1,49 |
5. Коэффициент возвратности |
1,61 |
1,79 |
1,73 |
1,82 |
6. Удельный вес возвратных передвижений |
37,9 |
44,1 |
42,3 |
45,1 |
Как следствие, средние затраты времени
на одно передвиже-ние у строителей выше (53.7 мин.), чем
в промышленности (41 мин.). При поездках на городском
общественном транспорте эти затраты в будние дни в промышленности
49 минут и в строительстве 59,3 минуты, что в обоих случаях
свидетельствует о недостатках как системы расселения,
так и организации ГОТ. При поездках на ГОТ в воскресные
дни и у рабочих промышленности, и строительства затраты
времени на одно передвижение выше, чем в будние дни на
6-10%. Отметим, что при использовании личного автомобиля
средние затраты времени резко снижаются: у рабочих промышленности
они составили 18,7 минуты, а у строителей – 11,4 минуты
(меньше, чем при передвижении пешком); однако при поездках
в выходные эти затраты резко возросли и составили соответственно
43,1 и 48,3 минуты.
В будние дни коэффициенты пользования транспортом у рабочих
весьма высоки: в промышленности 0,87 и в строительстве
0,90; в воскресные дни они снижаются до 0,67. Необходимо
отметить разную структуру пользования транспортом в зависимости
от отрасли (табл. 3).
Табл. 3. Влияние отраслевой принадлежности рабочих на структуру поездок по видам транспорта
Отрасль |
Днинедели |
ГОТ |
Личныйавтомобиль |
Другие видытранспорта |
Промышленность |
рабочие |
65,1 |
30,1 |
4,8 |
выходные |
59,7 |
28,4 |
11,9 |
|
Строительство |
рабочие |
94,4 |
4,5 |
1,1 |
выходные |
87,9 |
3 |
9,1 |
Но если рабочие промышленности только
65% поездок совершают на ГОТ и 30% - на личном автомобиле
(остальное – это ведомственный автомобиль, такси, электричка),
то рабочие-строители 94% поездок осуществляют на ГОТ.
Есть еще одно проявление специфики отрасли: у рабочих-строителей
при пользовании ГОТ коэффициент пересадочности существенно
выше, чем у рабочих промышленности 1,48 и 1,25. В связи
с этим у строителей короче цепочки передвижений и выше
коэффициент возвратности (табл. 2) – в будний день удельный
вес возвратных передвижений у рабочих промышленности 37,9%,
а у строителей – 44,1%.