Материалы VIII международной (одиннадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14-15 июня 2002 года

С.А.Ваксман, Е.В.Биткова, С.С.Бухвалов, П.А.Ларионов, И.В.Николенко, Е.А.Сычева, М.С.Филимонкова, Е.В.Чичилимова

Закономерности внутригородских передвижений школьников

Обследование проводилось с 3 по 12 апреля 2001 года. Школьники Лицея искусств № 8 им. С.П. Дягилева, Языкового Лицея № 2, гимназии "Менталитет", школ № 13, 17, 28, 30, 36, 61, 69, 70, 75, 103, 120, 145, 161 г. Екатеринбурга в течение одного рабочего (учебного) дня заносили данные о своих передвижениях в анкету, в которой указывался пол, возраст и класс, номер школы. Всего опрошено 253 человека в возрасте от 10 до 18 лет (5-11 классы). Для анализа выделены две возрастные группы: школьники младших (5-8 классы) и старших возрастов (9-11 классы) - соответственно 33,6 и 66,4% (табл.1).Распределение по полу было следующим: мальчики - 41,9 %, девочки - 58,1 %

Табл. 1. Характеристика респондентов

Пол

5-8 классы

9-11 классы

Итого

В % к итогу

М

36,8

63,2

100

41,9

Ж

31,3

68,7

100

58,1

всего

33,6

66,4

100

100

В группе школьников 5-8 классов преобладает 2 передвижения в день (65,9%), а в группе 9-11 классов - 4 передвижения в день (табл. 2). Среднесуточная подвижность в 5-8 классах - 2,72, в 9-11 классах - 3,34. Подвижность в обеих группах у девочек выше, чем у мальчиков. В среднем по всем школьникам среднесуточная подвижность равна 3,13.

Большая часть передвижений школьниками 5-8 классов совершается пешком, в то время как школьники 9-11 классов больше передвигаются на транспорте. Мальчики всех возрастных групп большую часть своих передвижений осуществляют пешком (56,4%), тогда как девочки - на транспорте (57,9%). Транспортная подвижность девочек увеличивается по мере их взросления и превышает аналогичный показатель мальчиков (табл. 3).

Табл. 2. Распределение школьников по суточному количеству передвижений, в %

классы

Пол

Кол-во передвижений

Итого

Среднесуточная подвижность

2

3

4

5

6

5-8 классы

М

66,7

10,3

17,9

2,6

2,6

100

2,64

Ж

65,2

6,5

13,0

15,2

0

100

2,78

Всего

65,9

8,2

15,3

9,4

1,2

100

2,72

9-11 классы

М

31,3

22,4

40,3

4,5

1,5

100

3,22

Ж

26,7

14,9

49,5

7,9

1

100

3,42

Всего

28,6

17,9

45,8

6,5

1,2

100

3,34

Всего

М

44,3

17,9

32,1

3,8

1,9

100

3,01

Ж

38,8

12,2

38,1

7,5

0,7

100

3,22

Всего

41,1

14,6

35,6

10,2

1,2

100

3,13

Пользование индивидуальным легковым автотранспортом (ЛИТ) увеличивается с возрастом и, если в младших классах коэффициент пользования ЛИТ выше у девочек, то в старшей группе положение меняется - мальчики начинают больше передвигаться на ЛИТ (табл. 3).

Коэффициент возвратности с возрастом снижается: в группе 9-11 классов он меньше, чем в группе 5-8 классов; у девочек он ниже, чем у мальчиков - по всем возрастным группам.

В прямых передвижениях школьников преобладают учебные передвижения (в среднем 66,1%), на втором месте культурно-бытовые передвижения (21,3%), а на третьем - гостевые (12,6%) - табл.4. Удельный вес передвижений с учебными целями уменьшается с увеличением возраста опрашиваемых (5-8 классы - 77%; 9-11 классы - 61,8%). У мальчиков удельный вес учебных передвижений в младших классах значительно выше, чем у девочек (М - 82,1%, Ж - 72,9%), с возрастом эта разница практически нивелируется (М - 62%, Ж - 61,6%).

В среднем, все школьники (5-11 класс) затрачивают в сутки на передвижения 79 минут или 5,5 % суточного времени, причем затраты времени в младшей возрастной группе в 1,6 раза меньше, чем в старшей возрастной группе (5-8 классы - 55,9 мин/сутки, 9-11 классы - 91,2 мин/сутки). Затраты времени на передвижения в день у девочек выше, чем у мальчиков и эта тенденция с возрастом не меняется.

Табл. 3. Основные характеристики передвижений школьников

№ п/п

 

Показатель

 

5-8 классы

9-11классы

М

Ж

М

Ж

1

Среднесуточная подвижностьв т.ч.

2,64

2,78

3,22

3,42

пешеходная

1,67

1,35

1,71

1,36

транспортная

0,97

1,43

1,51

2,06

2

Уд. вес прямых передвижений, %

54,4

54,7

56,0

57,4

3

Коэффициент возвратности

1,839

1,829

1,785

1,742

4

Коэффициент пользования транспортом (общий): в т.ч.

0,369

0,516

0,468

0,603

ГПТ

0,301

0,422

0,343

0,493

ЛИТ

0,068

0,094

0,125

0,110

5

Уд. вес передвижений пешком, %

63,1

48,4

53,2

39,7

6

Средние затраты времени на передвижение, минут из них

23,11

23,1

27,9

26,9

пешком

8,33

14,3

23,6

15,8

на транспорте

1,33

31,4

32,9

34,3

в т.ч.на ГПТ

3,62

34,4

37,5

36,5

на ЛИТ

1,0

18,0

20,0

24,4

7

Средние суточные затраты времени на передвижения, минут

60,9

64,3

90,0

92,0

из них пешком

30,4

19,3

40,5

21,4

на транспорте

30,5

45,1

49,5

70,6

в т.ч.на ГПТ

26,7

40,4

41,4

61,4

на ЛИТ

3,8

4,7

8,1

9,2

8

Структура суточных затрат времени на передвижения, %

100

100

100

100

в т.ч.пешком

50,0

29,9

45,0

23,3

на транспорте

50,0

70,1

55,0

76,7

из них на ГПТ

43,9

62,8

46,0

66,7

на ЛИТ

6,1

7,3

9,0

10,0

Для школьников характерны замкнутые цепочки суточных передвижений (табл. 5). В младшей возрастной группе замкнутые цепочки составляют 96,5%, в старшей - 99,4 %, в среднем - 98,4%. Среди замкнутых цепочек преобладают цепочки с 2-мя передвижениями (41,8%). Далее идут цепочки с 4-мя передвижениями (35,7%), которые представлены двумя типами 4.1. и 4.2. - см. рис. На третьем месте находятся цепочки с 3-мя передвижениями, только один тип. Цепочки с 5-ю передвижениями (6,4%), представлены двумя типами 5.1. и 5.2.

Разомкнутые цепочки представлены 2 видами: цепочки с 4-мя передвижениями (25%) и цепочки с 5-ю передвижениями (75%).

Табл. 4. Структура передвижений по целям, в %

Соц. группа

Пол

Прямые передвижения

Возвратные

учебные

гостевые

культурно-бытовые

Всего

5-8 классы

М

44,7

3,9

5,8

54,4

45,6

Ж

39,8

4,7

10,2

54,7

45,3

9-11 классы

М

34,8

9,2

12,0

56,0

44,0

Ж

35,4

7,5

14,5

57,4

42,6

Табл. 5. Типология цепочек суточных передвижений школьников

класс

Суточная подвиж-ность

Тип

цепочки

(рис. 1)

Кол-во циклов данного типа

Удельный вес, в %

в общ. кол-ве циклов

в кол-ве циклов данного типа

5-8 классы

Замкнутые цепочки

82

96,5

2

2

56

68,3

100

3

3

7

8,5

100

4

4.2

12

14,6

100

5

5.1

5.2

4

2

4,9

2,4

66,7

33,3

6

6

1

1,2

100

Разомкнутые цепочки

3

3,5

4

4

1

33,3

100

5

5

2

66,7

100

9-11 классы

Замкнутые цепочки

167

99,4

2

2

48

28,7

100

3

3

30

18,0

100

4

4.1

4.2

67

10

40,1

6,0

87,0

13,0

5

5.1

5.2

4

6

2,4

3,6

40,0

60,0

6

6

2

1,2

100

Разомкнутые цепочки

1

0,6

5

5

1

100

100


Всего

Замкнутые цепочки

249

98,4

2

2

104

41,8

100

3

3

37

14,9

100

4

4.1

4.2

79

10

31,7

4,0

88,8

11,2

5

5.1

5.2

8

8

3,2

3,2

50,0

50,0

6

6

3

1,2

100

Разомкнутые цепочки

4

1,6

4

4

1

25,0

100

5

5

3

75,0

100


© S.Waksman 2002