Обследование проводилось с 3 по 12 апреля 2001 года. Школьники Лицея искусств № 8 им. С.П. Дягилева, Языкового Лицея № 2, гимназии "Менталитет", школ № 13, 17, 28, 30, 36, 61, 69, 70, 75, 103, 120, 145, 161 г. Екатеринбурга в течение одного рабочего (учебного) дня заносили данные о своих передвижениях в анкету, в которой указывался пол, возраст и класс, номер школы. Всего опрошено 253 человека в возрасте от 10 до 18 лет (5-11 классы). Для анализа выделены две возрастные группы: школьники младших (5-8 классы) и старших возрастов (9-11 классы) - соответственно 33,6 и 66,4% (табл.1).Распределение по полу было следующим: мальчики - 41,9 %, девочки - 58,1 %
Табл. 1. Характеристика респондентов
Пол |
5-8 классы |
9-11 классы |
Итого |
В % к итогу |
М |
36,8 |
63,2 |
100 |
41,9 |
Ж |
31,3 |
68,7 |
100 |
58,1 |
всего |
33,6 |
66,4 |
100 |
100 |
В группе школьников 5-8 классов преобладает 2 передвижения в день (65,9%), а в группе 9-11 классов - 4 передвижения в день (табл. 2). Среднесуточная подвижность в 5-8 классах - 2,72, в 9-11 классах - 3,34. Подвижность в обеих группах у девочек выше, чем у мальчиков. В среднем по всем школьникам среднесуточная подвижность равна 3,13.
Большая часть передвижений школьниками 5-8 классов совершается пешком, в то время как школьники 9-11 классов больше передвигаются на транспорте. Мальчики всех возрастных групп большую часть своих передвижений осуществляют пешком (56,4%), тогда как девочки - на транспорте (57,9%). Транспортная подвижность девочек увеличивается по мере их взросления и превышает аналогичный показатель мальчиков (табл. 3).
Табл. 2. Распределение школьников по суточному количеству передвижений, в %
классы |
Пол |
Кол-во передвижений |
Итого |
Среднесуточная подвижность |
||||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||
5-8 классы |
М |
66,7 |
10,3 |
17,9 |
2,6 |
2,6 |
100 |
2,64 |
Ж |
65,2 |
6,5 |
13,0 |
15,2 |
0 |
100 |
2,78 |
|
Всего |
65,9 |
8,2 |
15,3 |
9,4 |
1,2 |
100 |
2,72 |
|
9-11 классы |
М |
31,3 |
22,4 |
40,3 |
4,5 |
1,5 |
100 |
3,22 |
Ж |
26,7 |
14,9 |
49,5 |
7,9 |
1 |
100 |
3,42 |
|
Всего |
28,6 |
17,9 |
45,8 |
6,5 |
1,2 |
100 |
3,34 |
|
Всего |
М |
44,3 |
17,9 |
32,1 |
3,8 |
1,9 |
100 |
3,01 |
Ж |
38,8 |
12,2 |
38,1 |
7,5 |
0,7 |
100 |
3,22 |
|
Всего |
41,1 |
14,6 |
35,6 |
10,2 |
1,2 |
100 |
3,13 |
Пользование индивидуальным легковым автотранспортом (ЛИТ) увеличивается с возрастом и, если в младших классах коэффициент пользования ЛИТ выше у девочек, то в старшей группе положение меняется - мальчики начинают больше передвигаться на ЛИТ (табл. 3).
Коэффициент возвратности с возрастом снижается: в группе 9-11 классов он меньше, чем в группе 5-8 классов; у девочек он ниже, чем у мальчиков - по всем возрастным группам.
В прямых передвижениях школьников преобладают учебные передвижения (в среднем 66,1%), на втором месте культурно-бытовые передвижения (21,3%), а на третьем - гостевые (12,6%) - табл.4. Удельный вес передвижений с учебными целями уменьшается с увеличением возраста опрашиваемых (5-8 классы - 77%; 9-11 классы - 61,8%). У мальчиков удельный вес учебных передвижений в младших классах значительно выше, чем у девочек (М - 82,1%, Ж - 72,9%), с возрастом эта разница практически нивелируется (М - 62%, Ж - 61,6%).
В среднем, все школьники (5-11 класс) затрачивают в сутки на передвижения 79 минут или 5,5 % суточного времени, причем затраты времени в младшей возрастной группе в 1,6 раза меньше, чем в старшей возрастной группе (5-8 классы - 55,9 мин/сутки, 9-11 классы - 91,2 мин/сутки). Затраты времени на передвижения в день у девочек выше, чем у мальчиков и эта тенденция с возрастом не меняется.
Табл. 3. Основные характеристики передвижений школьников
№ п/п
|
Показатель
|
5-8 классы |
9-11классы |
||
М |
Ж |
М |
Ж |
||
1 |
Среднесуточная подвижностьв т.ч. |
2,64 |
2,78 |
3,22 |
3,42 |
пешеходная |
1,67 |
1,35 |
1,71 |
1,36 |
|
транспортная |
0,97 |
1,43 |
1,51 |
2,06 |
|
2 |
Уд. вес прямых передвижений, % |
54,4 |
54,7 |
56,0 |
57,4 |
3 |
Коэффициент возвратности |
1,839 |
1,829 |
1,785 |
1,742 |
4 |
Коэффициент пользования транспортом (общий): в т.ч. |
0,369 |
0,516 |
0,468 |
0,603 |
ГПТ |
0,301 |
0,422 |
0,343 |
0,493 |
|
ЛИТ |
0,068 |
0,094 |
0,125 |
0,110 |
|
5 |
Уд. вес передвижений пешком, % |
63,1 |
48,4 |
53,2 |
39,7 |
6 |
Средние затраты времени на передвижение, минут из них |
23,11 |
23,1 |
27,9 |
26,9 |
пешком |
8,33 |
14,3 |
23,6 |
15,8 |
|
на транспорте |
1,33 |
31,4 |
32,9 |
34,3 |
|
в т.ч.на ГПТ |
3,62 |
34,4 |
37,5 |
36,5 |
|
на ЛИТ |
1,0 |
18,0 |
20,0 |
24,4 |
|
7 |
Средние суточные затраты времени на передвижения, минут |
60,9 |
64,3 |
90,0 |
92,0 |
из них пешком |
30,4 |
19,3 |
40,5 |
21,4 |
|
на транспорте |
30,5 |
45,1 |
49,5 |
70,6 |
|
в т.ч.на ГПТ |
26,7 |
40,4 |
41,4 |
61,4 |
|
на ЛИТ |
3,8 |
4,7 |
8,1 |
9,2 |
|
8 |
Структура суточных затрат времени на передвижения, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
в т.ч.пешком |
50,0 |
29,9 |
45,0 |
23,3 |
|
на транспорте |
50,0 |
70,1 |
55,0 |
76,7 |
|
из них на ГПТ |
43,9 |
62,8 |
46,0 |
66,7 |
|
на ЛИТ |
6,1 |
7,3 |
9,0 |
10,0 |
Для школьников характерны замкнутые цепочки суточных передвижений (табл. 5). В младшей возрастной группе замкнутые цепочки составляют 96,5%, в старшей - 99,4 %, в среднем - 98,4%. Среди замкнутых цепочек преобладают цепочки с 2-мя передвижениями (41,8%). Далее идут цепочки с 4-мя передвижениями (35,7%), которые представлены двумя типами 4.1. и 4.2. - см. рис. На третьем месте находятся цепочки с 3-мя передвижениями, только один тип. Цепочки с 5-ю передвижениями (6,4%), представлены двумя типами 5.1. и 5.2.
Разомкнутые цепочки представлены 2 видами: цепочки с 4-мя передвижениями (25%) и цепочки с 5-ю передвижениями (75%).
Табл. 4. Структура передвижений по целям, в %
Соц. группа |
Пол |
Прямые передвижения |
Возвратные |
|||
учебные |
гостевые |
культурно-бытовые |
Всего |
|||
5-8 классы |
М |
44,7 |
3,9 |
5,8 |
54,4 |
45,6 |
Ж |
39,8 |
4,7 |
10,2 |
54,7 |
45,3 |
|
9-11 классы |
М |
34,8 |
9,2 |
12,0 |
56,0 |
44,0 |
Ж |
35,4 |
7,5 |
14,5 |
57,4 |
42,6 |
Табл. 5. Типология цепочек суточных передвижений школьников
класс |
Суточная подвиж-ность |
Тип цепочки (рис. 1) |
Кол-во циклов данного типа |
Удельный вес, в % |
|
в общ. кол-ве циклов |
в кол-ве циклов данного типа |
||||
5-8 классы |
Замкнутые
цепочки |
82 |
96,5 |
|
|
2 |
2 |
56 |
68,3 |
100 |
|
3 |
3 |
7 |
8,5 |
100 |
|
4 |
4.2 |
12 |
14,6 |
100 |
|
5 |
5.1 5.2 |
4 2 |
4,9 2,4 |
66,7 33,3 |
|
6 |
6 |
1 |
1,2 |
100 |
|
Разомкнутые
цепочки
|
3 |
3,5 |
|
||
4 |
4 |
1 |
33,3 |
100 |
|
5 |
5 |
2 |
66,7 |
100 |
|
9-11 классы |
Замкнутые цепочки
|
167 |
99,4 |
|
|
2 |
2 |
48 |
28,7 |
100 |
|
3 |
3 |
30 |
18,0 |
100 |
|
4 |
4.1 4.2 |
67 10 |
40,1 6,0 |
87,0 13,0 |
|
5 |
5.1 5.2 |
4 6 |
2,4 3,6 |
40,0 60,0 |
|
6 |
6 |
2 |
1,2 |
100 |
|
Разомкнутые цепочки
|
1 |
0,6 |
|
||
5 |
5 |
1 |
100 |
100 |
|
Всего |
Замкнутые цепочки
|
249 |
98,4 |
|
|
2 |
2 |
104 |
41,8 |
100 |
|
3 |
3 |
37 |
14,9 |
100 |
|
4 |
4.1 4.2 |
79 10 |
31,7 4,0 |
88,8 11,2 |
|
5 |
5.1 5.2 |
8 8 |
3,2 3,2 |
50,0 50,0 |
|
6 |
6 |
3 |
1,2 |
100 |
|
Разомкнутые цепочки
|
4 |
1,6 |
|
||
4 |
4 |
1 |
25,0 |
100 |
|
5 |
5 |
3 |
75,0 |
100 |