Традиционно для градостроительных целей
проводится опрос владельцев личного автотранспорта для
выявления таких параметров как годовой пробег, средний
возраст автомобиля, коэффициент использования, соотношение
внутри- и внегородского пробега … Значительно реже исследовались
передвижения владельцев личного автотранспорта (хотя и
тогда такого рода попытки предпринимались в 60-е годы [1]).
Ещё реже изучается структура затрат на содержание личного
автотранспорта, хотя для планирования потребности в развитии
инфраструктуры обслуживания и хранения личного автотранспорта
такая информация, крайне необходима.
В связи с этим ниже приводятся результаты опроса 93 респондентов
– автомобилистов в возрасте от 20 до 60 лет в сопоставлении
с результатами опроса 138 не автомобилистов. В общей выборке
40,3% респондентов имеет личный автомобиль, в том числе
в группе 20 – 29 лет – 24%, в группе 30 – 44 лет – 62,9%,
в группе 45 – 60 лет – 44,6%. Таким образом, уровень семейной
автомобилизации уже сегодня следует признать высоким. Сопоставление
ответов на вопрос «как Вы относитесь к увеличению количества
легковых автомобилей в городе?» приводит к парадоксальным
на первый взгляд результатам. Примерно треть автомобилистов
(31,2%) положительно относятся росту автомобилизации (32%
автомобилистов в возрасте до 30 лет, 33,3% в возрасте 30
– 45 лет и 27,6% в возрасте 45 – 60 лет); 43% - отрицательно
и 25,8% не имеют своей точки зрения. Для сравнения приведём
данные по контрольной группе респондентов, не имеющих пока
автомобиля. В общей выборке таких респондентов 28,3% относятся
положительно к росту автомобилизации, 39,8% отрицательно
и 31,9% не имеет своей точки зрения. Однако, если в «молодёжной»
группе до 30 лет положительное отношение к росту личного
парка в городе зафиксировано в 39,2%, то в последующих
возрастных группах оно быстро падает до 13 – 14%.
В связи с этим следовало ожидать уменьшения доли как автомобилистов,
так и пользователей ГОТ, желающих приобрести автомобиль.
Несмотря на высокий уровень автомобилизации, 31,2% владельцев
планируют приобретение автомобиля (в т.ч. в группе до 30
лет – 36% и в группе 30–45 лет – 35,9%); в контрольной
группе (не автомобилисты) планируют приобрести автомобиль
47,1% (в т.ч. в группе до 30 лет – 63,3%!, в группе 30 –
45 лет – 39,1% и только в следующей возрастной группе –
16,7%). Простой расчёт показывает, что реализация планов
приобретения личного автомобиля (без учёта списания) приведёт
к уровню автомобилизации в 450 единиц на 1000 жителей.
При этом 55,9% автовладельцев высказало намерение приобрести
машину зарубежного производства при малом колебании этого
показателя по возрастным группам.
Исследования последних лет фиксируют рост числа автовладельцев,
использующих машину постоянно для поездок любой целью. В
рассматриваемой совокупности удельный вес этой категории
составил 17,9%, причём в молодёжной группе он составил 22,2%,
а в старшей возрастной группе – только 10,5%; остальные
82,1% владельцев используют автомобиль для поездок с той
или иной целью в зависимости от сезона года. В связи с этим
основной целью для владельцев, не регулярно пользующихся
автомобилем, является пока поездки за город – 35,7%, на
втором месте – поездки по магазинам – 32%, далее к местам
культуры и отдыха – 18%, а на трудовые (учебные) поездки
приходится пока 14,3%.
Так как основной проблемой в транспортно-пассажирском обслуживании
населения является перегрузка центральной зоны города, респондентам
задавался вопрос о частоте поездок в эту зону. По всей совокупности
автомобилистов 31,2% совершает такие поездки каждый день;
ещё 38,5% - несколько раз в неделю. В результате несоответствия
пропускной способности УДС требованиям транспортных потоков
появляются пробки. В связи с этим и автомобилистам, и контрольной
группе был задан вопрос: «Как часто Вы на транспорте, на
котором передвигаетесь, попадаете в пробки». Только 19,4%
респондентов – автомобилистов ответили «никогда» (к этому
нужно добавить 14% тех, кто не определился с ответом).
В тоже время 36,6% попадает в пробки в вечерние часы «пик»
и 30,1% - в утренние часы «пик». Хотя интенсивность использования
личного автомобиля с возрастом уменьшается, все три возрастные
категории респондентов – автовладельцев ответили, что никогда
не попадают в пробки только в 20-и случаях из 100. Эти данные
хорошо коррелируют с данными пользователей ГОТ – только
20,3% респондентов – не автомобилистов никогда не попадают
в пробки, но этот показатель с возрастом быстро уменьшается
с 27,8% в группе до 30 лет до 5,6% в группе старше 45 лет.
Существенным было выявление причин, ограничивающих использование
личного автомобиля. На первом месте оказались пробки на
УДС – 36,7%, далее цены на бензин – 28,4%, отсутствие охраняемых
парковок в местах отправления и прибытия – 21,1% и 13,8%.
К сожалению, предположение о возможности «переключения»
автомобилистов на ГОТ, материалами опроса не подтверждается.
В частности, респондентам был задан вопрос: «Если Вы не
используете личный автомобиль, вы предпочтете пойти пешком,
«поймать» машину, поехать на такси, воспользоваться частным
ГОТ, муниципальным ГОТ». Анализ показал, что муниципальным
ГОТ воспользуется 25,4% респондентов (в т.ч. в группе до
30 лет – 19,2%, в группе 30- 45 лет – 21,6%, в более старшем
возрасте – 36,5%), частным ГОТ ещё 25,4% (не зависимо от
возраста), по 19,7% отметили в качестве способа передвижения
«пешком» и «частная машина». Очевидно, что приведённые параметры
могут корректироваться в зависимости от оценки респондентами
уровня своих доходов.
Литература
1.Ваксман С.А., Шиляева Л.В. Передвижения
населения на легковом автотранспорте в городах (на примере
Свердловска) //Планировка, застройка и инженерное оборудование
селитебных территорий городов Урала и Зауралья /Тр. УПИ
им. С.М.Кирова, сб.194.- Свердловск: УПИ, 1971, с.94-101