Ф.Г. Глик
По состоянию на октябрь 2001г. в Минске
сложились сеть из 158 маршрутов автобуса, 66 – троллейбуса
и 9 – трамвая. За маршрутами наземного транспорта закреплено
в (соответствии с расписанием движения) 171 трамвайный
вагон, 800 троллейбусов и 842 автобуса с общей вместимостью
при 5 чел. на м2 свободной площади пола салона соответственно
20,35-72,76-76,24 тыс. мест. Средняя вместимость троллейбуса
и автобуса (при той же норме наполнения) практически не
отличается (90,95 и 90,55 мест) и несколько ниже средней
вместимости трамвая (119 мест). По предоставленному в
час «пик» общему количеству пассажиро-мест лидирует автобус
(45%), затем троллейбус (43%) и трамвай (12%).
Исходя из наиболее приемлемого режима работы водителей
наземного транспорта и соблюдения графика движения подвижного
состава на маршруте (до 120 минут на оборотный рейс),
только 13 маршрутов (5,6%) требует пересмотра.
Оценка интервалов движения наземного транспорта показывает,
что 59,8% всех городских маршрутов являются для пассажиров
неудобными (более 10минут), в том числе трамвайные – 44,4%,
троллейбусные – 28,8% и автобусные – 73,5%. Избежать такого
положения можно путем сокращения протяженности длинных
или объединения достаточно совмещенных между собой коротких
маршрутов.
По эксплуатационной скорости движения подвижного состава
на маршрутах резко выделяется трамвай - не более 16 км/час.
С аналогичной скоростью троллейбусы работают на 31,8%
маршрутах и автобусы – на 8% маршрутах. Таким образом,
самый высокопровозной вид транспорта – трамвай теряет
свою привлекательность из-за больших затрат времени пассажирами
на поездку.
Основные характеристики маршрутной системы наземного пассажирского
транспорта и метрополитена приведены в табл.1 Материалами
обследования установлено, что максимальные пассажиропотоки
в час «пик» складываются на подходах к конечным станциям
метрополитена (9,5-11 тыс. пассажиров), на выходах в сторону
центра города из жилых районов, не имеющих подвода линий
метрополитена (6-10тыс. пассажиров), на отдельных магистральных
улицах (5-10тыс. пассажиров). Эти величины пассажиропотоков
указывают на необходимость развития линий метрополитена
в районы города, на связях с которыми исчерпывается пропускная
способность улиц и суммарная провозная способность двух
видов транспорта – троллейбуса и автобуса.
На ряде магистральных улиц в соответствии со строительными
нормами Беларуси (СНБ) требуется выделение отдельных полос
движения для троллейбусов и автобусов (при сетевых интервалах
80 сек. и менее). Линии трамвая имеют довольно значительный
резерв пропускной способности.
Загрузка основных узлов транспортной сети характеризуется
коэффициентами внутричасовой неравномерности пассажиропотоков
(по 15-ти минутным интервалам) и колеблющимися от 1,05
до 1,45 (в среднем 1,2 – 1,3). Снижение этой неравномерности,
а, следовательно, нагрузки на пассажирский транспорт,
может быть достигнуто в отдельных случаях путем рассредоточения
времени начала работы (учебы) предприятий, учреждений,
организаций и учебных заведений, расположенных в зоне
пешеходной доступности рассматриваемого транспортного
узла, а также за счет совершенствования расписания движения
подвижного состава на маршрутах.
Обследование пассажиропотоков позволило получить с достаточной
достоверностью данные, необходимые для расчета потребного
количества подвижного состава на маршрутах трамвая, троллейбуса
и автобуса в утренние часы «пик». Максимальная нагрузка
во внутригородских перевозках в целом для всех видов транспорта
приходится с 7 до 8, на некоторых маршрутах трамвая, троллейбуса
и автобуса - с 8 до 9.
Загрузку различных видов наземного ГОТ можно оценить по
количеству человек на м2 свободной площади пола в час
«пик», которая составила для трамвая (поезда) – 4, троллейбуса
– 5,5, автобуса – 6,1 и в среднем для ГОТ– 5,6.
Сводные основные показатели работы всех видов ГОТ за 2001
год представлены в табл.2.
Табл.1.Основные
характеристики маршрутной системы общественного
пассажирского транспорта г.Минска (по расписанию
на октябрь 2001г.)
|
|||||
Наименование показателей
|
Единицы
измерения |
Величина показателей
по видам транспорта
|
|||
метрополитен |
трамвай |
троллейбус |
автобус |
||
Количество маршрутов, линий метрополитена |
единиц |
2 |
9 |
66 |
158 |
Средняя протяженность маршрута,
линии
метрополитена |
км |
11,9 |
10,1 |
10,4 |
12,4 |
Количество подвижного состава
на линии в часы "пик" по расписанию: |
|||||
- поездов, троллейбусов, автобусов |
единиц |
38 |
121 |
800 |
842 |
- одиночных вагонов, троллейбусов,
автобусов |
единиц |
152 |
171 |
800 |
842 |
Фактическая вместимость подвижного
состава на линии в час "пик" (при норме 5 человек
на м2 свободной площади пола салона): |
|||||
- общая |
тыс мест |
27,4 |
20,4 |
72,8 |
76,2 |
- одиночного вагона, троллейбуса,
автобуса |
мест |
180 |
119 |
91 |
91 |
Эксплутационная скорость |
км/час |
36,7 |
14,7 |
16,5 |
17,5 |
Средний интервал движения подвижного
состава на маршруте в час "пик" |
минут |
2 |
6,1 |
6,5 |
17 |
Средний сетевой интервал движения
подвижного состава в час "пик" |
минут |
2 |
1,6 |
2 |
3,4 |
Среднесуточная продолжительность
работы единицы подвижного состава |
часов |
12,3 |
12,1 |
11,6 |
11,6 |
Коэффициент маршрутной совмещенности |
- |
3,8 |
3,3 |
5 |
Табл.2. Основные
показатели работы общественного пассажирского транспорта
г.Минска за 2001г. (население – 1712,6 тыс.чел.;
освоенная территория – 217,5 км2) |
||||||
Наименование показателей |
Единицыизмерения |
Величина |
В том числе по
видам транспорта |
|||
метро |
трамвай |
тролл-с |
автобус |
|||
Протяжённость транспортной сети |
км |
422 |
23,7 |
25 |
201,1 |
401,4 |
- с учетом метрополитена |
км |
426,2 |
||||
Плотность транспортной сети |
||||||
(в пределах городской черты) |
км/км2 |
1,85 |
0,11 |
0,12 |
0,92 |
1,85 |
- с учетом метрополитена |
км/км2 |
1,96 |
||||
Годовой объём пассажироперевозок: |
||||||
-- с учётом материалов обследован. |
млн.пасс. |
1122,9 |
297,11 |
66,1 |
356,5 |
403,2 |
-- по статотчётности |
млн.пасс. |
1014,58 |
270,242 |
72,56 |
334,07 |
337,71 |
Доля видов транспорта в пассажиро-перевозках: |
||||||
-- с учётом материалов обследован.
|
% |
100 |
26,5 |
5,9 |
31,7 |
35,9 |
-- по статотчётности |
% |
100 |
26,6 |
7,2 |
32,9 |
33,3 |
Годовая транспортная работа: |
||||||
-- с учётом материалов обследован. |
млн.пасс.-км |
4408,1 |
1464,7 |
173,8 |
1172,9 |
1596,7 |
-- по статотчётности |
млн.пасс.-км |
- |
- |
- |
- |
1279,9 |
Средняя дальность маршрутной поездки
пассажира: |
||||||
-- с учётом материалов обследован. |
км |
3,9 |
4,93 |
2,63 |
3,29 |
3,96 |
-- по статотчётности |
км |
- |
- |
- |
- |
3,79 |
Инвентарное количество подвижного
состава: |
||||||
-- поездов, троллейбусов, автобусов |
единиц |
2482 |
44 |
152 |
1004 |
1280 |
-- одиночных вагонов, троллейбусов,
автобусов |
единиц |
2685 |
176 |
225 |
1004 |
1280 |
Коэффициент выпуска подвижного
состава на линию |
0,741 |
0,864 |
0,759 |
0,776 |
0,708 |
|
Годовые удельные показатели на
1км транспортной сети (с учётом мате-риалов обследований):
|
||||||
-- пассажиров |
млн.пасс |
2,64 |
12,54 |
2,64 |
1,77 |
1,01 |
-- пассажиро-км |
млн.пасс-км |
10,34 |
61,8 |
6,95 |
5,83 |
3,98 |
-- подвижного состава в движении |
единиц |
4,3 |
1,6 |
3,31 |
3,87 |
2,26 |
Удельные показатели на единицу
подвижного состава (поезд) в движении (с учетом
материалов обследований): |
||||||
-- пассажиров в год |
тыс. |
610,6 |
7818,4 |
572,9 |
457,6 |
44,9 |
-- пассажиро-км в год |
тыс. |
2438,2 |
38544,7 |
1506,5 |
1505,5 |
1761,9 |
Средние затраты времени на одно
передвижение с использованием общественного пассажирского
транспорта |
минут |
41,8 |
||||
Коэффициент пересадочности |
1,373 |
1,18 |
||||
Коэффициент неравномерности по
месяцам |
1,08 |
1,11 |
1,1 |
1,06 |
1,09 |