19. Коэффициент транспортной вооруженности территории

Важно отметить, что кривые нормального расселения предполагают наличие нормального вооружения территорий транспортными средствами, т.е. иными словами, такой организации транспорта города, при которой пользование им практически доступно для всего населения города. Если этого нет, если – вследствие недостаточного развития городского транспорта – не все население может регулярно пользоваться, то соответствующий вид транспорта может управлять расселением лишь в меру своего охвата передвижений, требующих транспорта.

Соответствующий коэффициент транспортной вооруженности города, технику определения которого можно пояснить лишь впоследствии и который мы условимся обозначить буквой j, является очень важной для теории расселения величиной и понятием. Коэффициент j определяет собою степень обслуженности транспортных нужд населения. Он может колебаться от 0 до 1.

Если этот коэффициент равен, скажем, 0,75, то это означает, что обслуживание транспортом трудовых передвижений населения, влияющих на расселение, таково, что 75% населения имеет возможность при расселении ориентироваться на транспорт, а 25 % населения лишено этой возможности и поэтому расселяется по правилу, определяемому скоростью – пешего сообщения.

В тех случаях, когда коэффициент j меньше 1, - все значения по соответствующей кривой расселения, управляемого транспортом, должны множиться на этот коэффициент j. В итоге будет расселена лишь j-ая часть населения. Остальная (1-j)-ая часть расселяется по кривой для пешего сообщения, для чего данные этой кривой множатся на коэффициент (1-j). Полученные %% селящихся для одинаковых интервалов расстояний складываются.

Вследствие этой операции правая часть нормальных кривых расселения за границей пешего сообщения опускается, левая часть, в пределах границ пешего сообщения, поднимается; пересечение так трансформированной кривой с кривой нормального расселения при j=1 происходит в точках, соответствующих границе пешего сообщения, т.е. около 4 км. Мы вправе поэтому ожидать, что кривые фактического расселения для разных городов, наложенные друг на друга, будут расходиться гораздо более на концах (в начале и конце расселения), нежели в середине. Это мы и наблюдаем в действительности (см. рис.7), где расстояние в 4 км. характеризуется почти полным совпадением кривых.

Какое значение при анализе расселения имеет коэффициент j, можно лучше всего видеть на примере Баку (см. рис. 5).

Если считать, что трудовые передвижения в Баку полностью обслужены транспортом (j=1), то кривая нормального расселения для условий Баку будет сильно расходиться с кривой фактического расселения (на чертеже 5-м показано пунктиром). Напротив, теоретическая кривая расселения в предположении, что j=0,75, дает прекрасное согласие с опытом.

Заметим, кстати, что когда нет под руками иных путей, современное же расселение трудящихся изучено, - можно, следуя обратным путем, определить коэффициент j.

                                         

20. Техника производства расселения

Мы уже знаем, в какой мере обязательны для планировки правила расселения. Они обязательны в той мере, в какой обязательны и все остальные правила и нормы расселения, напротив, тепловые пределы зоны комфорта по шкале эффективных температур, предел перекрытия мощности человеческого организма при преодолении подъемов, предельные уклоны тротуаров, минимальная дуевая квадратура и кубатура, кратность вентиляции и пр.

Более или менее значительные нарушения всех этих правил реально переживаются, как неудобства. Нет никаких оснований произвольно нарушать и правила расселения или не считаться с ними вовсе, тем более, что, зная их природу и средства управления ими, в громадном большинстве случаев можно достигнуть гармоничного сочетания интересов расселения с интересами композиции плана и городского транспорта. Считаться с правилами расселения тем более обязательно, что всякого рода искусственные приемы расселения, подобные  показанным на черт. 16, или иные, созданные фантазией планировщика, в каждом мало-мальски значительном городе могут просуществовать недолго. Как выше показано, - они быстро выродятся и придут к некоторому естественному стационарному состоянию, которое выше исследовано и определено в виде элементарного правила внутригородского расселения. Тем более, что в этих правилах выражена тенденция жить ближе к местам своей работы.

И нет оснований относиться небрежно к этой тенденции при планировке, ибо «надо упорно настойчиво проводить политику расселения применительно к тому, чтобы место жилья было бы вблизи от места работы»*

Покажем теперь, что принятие правил расселения непосредственно связано с основными показателями композиции городского плана и, прежде всего, с его геометрическими начертаниями и проектными плотностями заселения. В этих целях рассмотрим технику расселения в том практическом ее преломлении, в каком она может быть рекомендована в практике планировки в настоящее время.

Из оснований, которые частью изложены выше, а частью рассматриваются в дальнейшем, устанавливаются массы жителей, не пользующихся транспортом для трудовых передвижений, а также пользующихся теми видами транспорта, которые предполагаются в городе. При этом, важны лишь следующие подразделения по скоростям сообщения, с учетом подходов:

1.      Пешее передвижения                                        4,5 км/час.

2.      Трамвай, троллейбус, автобус                         10 – 14 км/час.

3.      Автомобиль                                                        35 км/час.

4.      Метро                                                                  25-30 км/час.

Более мелких делений можно не производить, так как различение, например, скоростей сообщения на трамвае, троллейбусе или автобусе практического значения в задаче расселения не имеет. Три первые категории передвижений обязательны во всяком городе. Метро, разумеется, лишь принадлежность городов, имеющих большие расстояния. В данном случае имеется в виду быстроходный массовый транспорт, безразлично – подземный, наземный или надземный. Каждому из этих видов передвижений соответствует своя скорость сообщения с учетом подходов, исходя из чего и надлежит расселять соответственную массу населения.

Предположим, что требуется расселить 30 % населения, пользующегося трамваем со средней скоростью сообщения в 12 км/час. Вместе с выбором управляющей расселением скорости сообщения, тем самым, выбрано и правило расселения, в данном случае представляемое рис. 13-а. Имея этот чертеж перед собой и зная из условий планировки ширину санитарной зоны разрыва между предприятием и селитьбой, можно для каждого расстояния между предприятием и тем или иным районом селитебной территории найти непосредственно % нормально селящихся в этом районе.

Теперь надлежит намеченную планировкой из совокупности иных оснований территорию селитьбы разбить на более или менее однородные по размеру микрорайоны, подобно тому, как это сделано на рис. 17. Количество микрорайонов, естественно, зависит от размеров города. Для города порядка 500 тыс. проектного населения вполне достаточно взять около 20-25 микрорайонов. Расстояния между центрами соседних микрорайонов должны быть порядка 1 км. В каждом из микрорайонов намечается точкой, на глаз, его центр тяжести. Площади всех микрорайонов намеряются планиметром. Каждый микрорайон нумеруется.

Вслед за тем, на листе бумажной кальки или на листе прозрачного целлулоида из центра, помещаемого в середине, проводится концентрические окружности в том же масштабе, что и проект планировки, через каждый километр подобно тому, как это показано на рис. 17, где центр окружности принят центр тяжести промышленной площадки № 1. Так как передвижение по городу происходит не по прямым, а с некоторым коэффициентом непрямолинейности (обычно от 1,2 до 1,3), то радиусы окружностей должны быть уменьшены против масштаба в этом же отношении (совершенно достаточно принимать это сокращение в 1,25 раза).

Описанные простейшие приготовления должны быть завершены подготовкой еще следующей ведомости, в которой будут отмечаться все последующие операции (рис. 18).

 

                          Микрорайоны

 

Центры

тяготения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

и т.д.

Площадь микрорайонов в Га

Наименование

Число расселяемых

Га

Га

Га

Га

Га

Га

Га

Га

Га

Га

Га

Га

Га

Га

Га

Га

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х

х

 

 

х

х

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проч.насел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плотность

Брутто

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плотность

Нетто

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 18

В этой ведомости записывается число гектаров в каждом микрорайоне, а также наименование крупных площадок трудового тяготения с числом работающих не менее 1000 чел. и соответствующее им население, считая его плотностью, т.е. с иждивенцами и обслуживающим населением. Все остальное проектное население помещается в графу «прочее население».

Теперь можно приступить к самому процессу расселения. Калька или целлулоид с окружностями своим центром накладывается на центр тяжести первой площадки трудового тяготения. При этом, в зону до  1 км попадают один или несколько микрорайонов (на рис. 17 – один микрорайон № 15). Так как площадка трудового тяготения № 1 имеет санитарную зону разрыва в 0,5 км., то на черт. 13 пользуемся кривой «г», которая показывает, что в этой зоне желает жить 20 % населения, связанного с этой площадкой. Соответствующее число селящихся записываем в первой строке колонки № 15 ведомости.

Таким образом, в зону от 1 до 2 км попадает четыре микрорайона № 9, № 10, № 13 и № 14 (в ведомости они отмечены крестиками). Одновременно на счетах суммируются площадки этих микрорайонов. Число расселяемых на счетной линейке делится на эту сумму, после чего движением секла линейки находятся числа расселяемых, пропорциональные площадям микрорайонов. По окончании расселения населения, связанного с площадкой № 1, производится проверка правильности расселения путем сложения на счетах цифр всей первой строки ведомости, причем сумма должна быть равна числу расселяемых. После этого переходят к площадке № 2, для чего центр окружностей совмещают с центром тяжести этой площадки и т.д. до конца ведомости.

Население, отнесенное к группе «прочего», разносится по микрорайонам просто пропорционально площадям микрорайонов. Совершенно тем же путем производится расселение пользующихся пешим сообщением по графику черт. 12, а также части населения, связанной с быстроходным транспортом – метро и автомобилем.

После этого подбиваются итоги по каждому микрорайону, частные этих итогов к площади микрорайонов дают плотности заселения брутто. Переход от плотностей брутто к плотностям нетто очевиден, если учесть душевные нормы уличных пространств, внутриселитебных территорий обслуживания и внеквартальные зеленые насаждения микрорайонов.

Этим заканчивается первый тур операции расселения, дающий нормальное или желательное, расселение.

После этого надлежит приступить к анализу полученных итогов расселения. Несомненно, что в части микрорайонов получается более или менее нормальные и приемлемые плотности (которые, разумеется, всегда округляются), на столь же обычны и резки отклонения, причем в особо популярных микрорайонах получаются завышенные плотности, а в районах наиболее неудобно расположенных, - наоборот, сильно заниженные плотности. Вытекающие отсюда композиционные следствия очевидны. Микрорайоны с завышенными плотностями, если она расположены на границе селитьбы, могут быть увеличены (если это возможно по совокупности иных планировочных соображений), причем масштаб этого увеличения прямо подсказывается степенью завышения плотности. Микрорайоны же с заниженными плотностями могут быть либо соответственно урезаны, либо предназначены для экстенсивного малоэтажного строительства, либо, наконец, уплотнены за счет улучшения их транспортной связи с местами приложения труда. Этим заканчивается второй тур задачи расселения.

Возможно, что при этом будет достигнута необходимая гармония между композицией плана, расселением и плотностями  заселения. Но вполне возможно т также, что этой гармонии достигнуть не удается. Тогда следует при ступить к третьей стадии решения задачи, а именно к производству вынужденного расселения, подчиняющегося композиционным требованиям.

Эти композиционные требования, приспособленные в той мере, в какой это окажется возможным, к требованиям расселения, выразятся в конечном счете в назначенных для каждого микрорайона плотностях заселения. Подчиняясь этим назначенным плотностям, требуется найти наивероятнейшее расселение относительно тех же мест приложения труда.

Мы будем решать эту задачу по способу последовательного вытеснения, который заключается в следующем.

Производится сопоставление установленных плотностей заселения нетто в получившимися в итоге расселения желательными плотностями. Все микрорайоны, в которых получился избыток населения, намечаются крестиками, а с недобором населения – тире. Избыток населения я в каждом микрорайоне распределяется по площадкам тяготения пропорционально числу желающих жить в этом микрорайоне лиц, связанных с каждой из площадок тяготения. Естественно, что это избыточное население должно быть «вытеснено» в ближайшие по дальности от соответственных площадок тяготения микрорайонов с недобором населения. Сделать это поможет снова калька и целлулоид с концентрическим кругами. Снова накладывается эта концентрическая сетка на центр тяжести площадки тяготения № 1, после чего сразу становится ясным, куда надлежит вытеснить избыточное население с наименьшими для него неудобствами. Разумеется, если окажутся микрорайоны с недостатком населения, расположенные ближе к площадке тяготения, нежели те, откуда производится перемещение, то туда именно в первую очередь такое переселение и должно быть сделано; во вторую очередь переселение следует сделать в микрорайоны на том же расстоянии (если, разумеется, в них есть недобор населения); наконец, в последнюю очередь – в более удаленные микрорайоны. После окончания этих операций с площадкой тяготения № 1, не производятся никаких подсчетов, сетка окружностей накладывается на центр тяжести площадки тяготения № 2 и производится операция того же рода. После перебора всех площадок тяготения, установилась норма заселения; остается просуммировать население микрорайонов, где ранее был недобор населения. Сделав подсчеты и перейдя на плотности, может считаться, что необходимое равновесие будет найдено. В противном случае снова, уже для меньшего числа микрорайонов, устанавливаются микрорайоны с избытком и недостатком населения и вся описанная операция, но с меньшим числом переуплотненных микрорайонов, повторяется снова. Опыт показывает, что боле двух раз эту операцию приходится делать редко и обычно достаточно однократно – двукратного вытеснения.

После того, как расселение произведено, остается сделать сопоставление фактически достигнутого расселения с расселением теоретическим. Лучше всего это делать в графической форме. Сопоставление это можно произвести, как по городу в целом, так и по отельным крупным площадкам трудового тяготения. Какого соответствия между теоретическим и произведенным расселением можно достигнуть, - лучше всего говорит рис. 19.

 



* Каганович Л.М. Московские большевики в борьбе за победу пятилетки. Партиздат. 1932 г. стр. 93-94.