<
Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния
 
Новости
Социально-экономические проблемы развития и функционирования транспортных систем городов и зон их влияния (архив конференций с 1973г.)
Тематические выдержки из материалов конференций
Вехи транспортных исследований городов
Критика. Библиография. Образование.
Нормативно-правовые акты по ТСГ
Лауреаты медали имени А.А.Полякова
Регистр ученых и специалистов ТСГ
БИОБиблиография ученых и специалистов ТСГ
Транспортный юмор городов
Комментарии
АРХИВ новостей:   2022   2021   2020   2019   2018   2017   2016   2014-2015   2012-2013   2011   2010   2009   2008   2002-2007

29.09.2023. Уважаемые коллеги, вспомним важное событие.

29 сентября 1907 г. 116 лет назад

Состоялось торжественное открытие трамвайного движения в Петербурге

Питерскому трамваю 116 лет В конце 19 века инженеры многих крупных городов мира работали над использованием электричества для передвижения внутригородского транспорта. Не оставались в стороне и русские: еще в 1880 году инженер-артиллерист Федор Пироцкий продемонстрировал, что вагон может ехать по рельсам без лошади. Но история трамвайного движения в Петербурге начиналась довольно сложно.

Уже полтора десятилетия во многих крупных городах России успешно ходили вагоны на электрической тяге, а в столице государства появлению трамваев мешало сопротивление владельцев коночных парков, т.к. главным средством передвижения на то время в столице все таки оставалась конка.

Но в 1898 году подготовка к эксплуатации в столице «наземного» трамвая все же началась. Проект, один из авторов которого – инженер Генрих Графтио, был готов к 1904 году, а через год началась его реализация. Среди участников подготовки и последующей эксплуатации трамвайного транспорта Петербурга был и талантливый инженер Яков Гаккель.

(16) 29 сентября 1907 года состоялось торжественное открытие трамвайного движения в Санкт-Петербурге. Генрих Графтио сам провел первый трамвай по маршруту от Адмиралтейства по Конногвардейскому бульвару, через Благовещенский мост до пересечения 8-й линии с Большим проспектом Васильевского острова. В 1908 году в столице работали уже 9 трамвайных маршрутов.

Первые Петербургские трамвайные вагоны были изготовлены английской фирмой «Бреш», позже их стали делать и на российских Коломенском и Мытищинском заводах. Вначале попытались разделить вагон на два класса с разной оплатой за проезд, но быстро выяснилось, что это неудобно для всех.

Развитие трамвайного движения в Петербурге потребовало реконструкции улиц, укрепления мостов, создания трамвайных парков. Постепенно трамвай становился основным видом транспорта в столице. К 1917 году общая протяженность трамвайных путей в Петербурге составила 200 км, в городе работали 710 трамвайных вагонов.

В настоящее время (на 2023 год) в Петербурге действует 43 трамвайных маршрута, работает 7 трамвайных парков. С 231 км путей трамвайная сеть Северной столицы является крупнейшей в России и занимает 4-е место в мире по протяжённости трамвайных путей. Когда-то Петербург считался самым «трамвайным» городом мира.

Источник: calend.ru >>>


☆ ☆ ☆

28.09.2023. Уважаемые коллеги, для справки: Поставки метропоездов и трамваев в России в 2022-2023 годах.

Поставки метропоездов и трамваев

Источник: Информационный сборник «Российский общественный транспорт и городская мобильность», сентябрь 2023

☆ ☆ ☆

26.09.2023. Уважаемые коллеги!

Жителям городских агломераций предлагают оценить качество транспортного обслуживания

В период с 22 по 29 сентября 2023 года Минтранс России проводит социологический опрос, в ходе которого жителям городских агломераций предлагается оценить качество обслуживания на пассажирском транспорте.

Цель исследования ― объективная оценка пользователями пассажирским транспортом текущего уровня качества транспортного обслуживания в городских агломерациях и его изменения за счет реализации мероприятий федерального проекта «Развитие общественного транспорта».

Благодаря опросу специалисты смогут рассчитать показатель «Удовлетворенность качеством транспортного обслуживания пассажирским транспортом общего пользования в городских агломерациях» федерального проекта «Развитие общественного транспорта».

Для того, чтобы принять участие в опросе*, следует перейти по ссылке.

2. Коллеги, просим всех проверить и обновить свои данные на странице Регистр ученых и специалистов ТСГ! Ждём информацию на waksman@mail.ru.

☆ ☆ ☆

21.09.2023. Уважаемые коллеги, начал свою работу специализированный обучающий семинар «Эффективные технологии организации дорожного движения и транспортного обслуживания населения в городах»

Ссылка на трансляцию в YouTube >>>

☆ ☆ ☆

14.09.2023. Уважаемые коллеги, приглашаем принять участие в семинаре «Эффективные технологии организации дорожного движения и транспортного обслуживания населения в городах».


Место проведения: г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 29. Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), актовый зал. Возможно онлайн-участие в семинаре.

Программой Семинара предусматривается рассмотрение следующих вопросов:

- Основные подходы к формированию программ/планов развития городских транспортных систем: как обеспечить их устойчивое функционирование?
- Принципы и практика городского транспортного планирования.
- Современные методы организации дорожного движения в городах, практика их применения.
- Организация движения наземного городского пассажирского транспорта общего пользования.
- Роль и место наземного городского электрического транспорта общего пользования в городских транспортных системах.
- Парковочная политика как механизм управления городской мобильностью.
- Стандарты качества транспортного обслуживания населения и их использование при планировании работы пассажирского транспорта общего пользования.
- Использование современных цифровых технологий на городском транспорте.
- Управление мобильностью в городах: как эффективно и безопасно организовать использование ограниченного дорожного пространства различными пользователями?

Для аккредитации участников необходимо пройти регистрацию.

Подробнее на сайте РАТ >>>

☆ ☆ ☆

11.09.2023. Уважаемые коллеги, в продолжение обзора исследований, опубликованных в 9-м выпуске журнала Городской транспорт.

Анализ изменения пробега подвижного состава транспорта общего пользования в городах России

В феврале 2023 года по просьбе редакции журнала «Городской транспорт» были сформированы и направлены в 317 городов Российской Федерации запросы о предоставлении данных об основных показателях функционирования городского пассажирского транспорта общего пользования. В результате были получены ответы из 233 городов Российской Федерации. Полученная информация была обработана и сведена в единую базу данных. На основе предварительного и первичного анализа собранной информации об основных показателях функционирования городского пассажирского транспорта общего пользования за 2022 г. в городах России можно сделать следующие выводы.

В целом по стране наблюдается уменьшение пробега подвижного состава в 2022 г. по сравнению с 2021 г. В 2022 г. в городах России автобусы суммарно проехали 2,48 млрд. км, что на 0,6 млрд. км меньше показателей 2021 года. Троллейбусы в 2022 г. проехали 208,64 млн. км (на 42,02 млн. км больше, чем в 2021 г.). Трамваи преодолели 211,03 млн. км (больше показателей 2021 г. на 60,34 млн. км).

Читать далее на сайте РАТ >>>


☆ ☆ ☆

07.09.2023. Уважаемые коллеги, обращаем ваше внимание на обзор исследованийя, опубликованных в 9-м выпуске журнала Городской транспорт.

Анализ динамики изменения объема перевезенных пассажиров системой пассажирского транспорта общего пользования в городах России

В феврале 2023 года по просьбе редакции журнала «Городской транспорт» были сформированы и направлены в 317 городов Российской Федерации запросы о предоставлении данных об основных показателях функционирования городского пассажирского транспорта общего пользования. В результате были получены ответы из 233 городов Российской Федерации. Полученная информация была обработана и сведена в единую базу данных. На основе предварительного и первичного анализа собранной информации об основных показателях функционирования городского пассажирского транспорта общего пользования за 2022 г. в городах России можно сделать следующие выводы.

В 2022 году в 106 (57,6%) городах России наблюдается рост объема перевезенных пассажиров системой городского пассажирского транспорта общего пользования по сравнению с 2021 годом. На рисунках 1-2 представлены диаграммы распределения пассажиропотока на маршрутах городского пассажирского транспорта общего пользования в городах с населением более 1 миллиона человек в 2021 — 2022 гг. (рисунок 1) и в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек (рисунок 2). В большинстве городов России рост перевезенных пассажиров системой городского пассажирского транспорта общего пользования составил от 10% до 20% (рис. 3). Наименьший рост объема перевезенных пассажиров наблюдается у г. Чехова (0,01%), наибольший – у г. Ногинска (80,25%).

Читать далее на сайте РАТ >>>


☆ ☆ ☆

01.09.2023. Уважаемые коллеги, поздравляем с началом нового сезона!

Картинка красивое поздравление на 1 сентября
(для увеличения наведите курсор)

☆ ☆ ☆

30.08.2023. Уважаемые коллеги, из печати вышел учебник «Устойчивые городские транспортные системы».

Учебник Донченко В августе 2023 года в издательстве Агентства РАДАР вышел учебник научного руководителя ОАО «НИИАТ» Донченко Вадима Валериановича на тему: «УСТОЙЧИВЫЕ ГОРОДСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ: изменение парадигмы планирования и развития городского транспорта».

В учебнике сформулированы основные положения концепции устойчивого развития городских транспортных систем, проанализированы негативные последствия роста автомобилизации. Описаны особенности транспортного поведения населения, формирования транспортного спроса, реализации мобильности в городах. Рассмотрены различные аспекты трансформации приоритетов городской транспортной политики от обеспечения мобильности к обеспечению доступности объектов притяжения, изложены методы и модели качественной оценки параметров транспортной доступности в процессе транспортного планирования. Рассмотрены основные положения концепции «Избегай-Сдвигай-Улучшай» применительно к формированию устойчивых городских транспортных систем. Проанализировано влияние различных моделей землепользования и отдельных градостроительных решений на показатели транспортной доступности и изменение мобильности жителей городов. Рассмотрены вопросы совершенствования систем городского пассажирского транспорта общего пользования и развития новых устойчивых форм городской мобильности.

Читать далее на сайте РАТ >>>
☆ ☆ ☆

25.08.2023. Уважаемые коллеги, на странице "Критика. Библиография. Образование." выкладываем некоторые презентации с прошедшей 05.06.2023 научно-практической конференции «Формирование транспортных систем и социально-экономическое развитие городских агломераций».


(для увеличения наведите курсор)

☆ ☆ ☆

22.08.2023. Уважаемые коллеги, информируем о выходе 10-й выпуска журнала "Городской транспорт".


(для увеличения наведите курсор)

В номере:

✔️Формы государственной поддержки развития и обновления систем городского пассажирского транспорта общего пользования, стр. 6
Автор статьи: Р. Л. Кильдюшкин.
✔️«Чижик» — первый в России опыт государственно-частного партнёрства в сфере легкорельсового транспорта, стр. 10
Рассказывает: С. А. Окутин.
Комментируют: А. Д. Горев, М. Р. Якимов.
✔️«КАМАЗ» расширяет линейку пассажирского транспорта, стр. 14
✔️Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, стр. 17
Комментируют: М. А. Михайлов., М. В. Шушарин, И. В. Зарипова, Я. Е. Нилов, Е. В. Уфимцев, М. Р. Якимов.
✔️ Аналитический обзор основных показателей функционирования городского пассажирского транспорта общего пользования в 2023 г. в городах России, стр. 20.
Был выполнен анализ стоимости проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования по состоянию на май текущего года в 239 городах Российской Федерации.

☆ ☆ ☆

18.08.2023. Уважаемые коллеги, начинаем очередной сезон с информации о Заседании Президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта.

Телеграмм-канал Общественный транспорт выделил ключевые озвученые инициативы:

- продлить все текущие федеральные меры поддержки;
- позволить устанавливать долю электротранспорта среди такси;
- создать единую платформу электрозарядок;
- внести в законодательство DRT;
- добавить гибкость в текущее законодательство и нормативное регулирование в рамках контрактов на транспортную работу, на закупку транспорта, нормативное регулирование в рамках исполнения транспортной работы;
- привести парк подвижного состава к нормативному состоянию и обеспечить обновление на ежегодной основе в доле 10% от парка;
- внедрять цифровые методы управления транспортной системой, в том числе на основе продуктов «Гостех».

Президент провёл в Кремле заседание Президиума Государственного Совета по вопросам развития общественного транспорта в стране.

17 августа 2023    21:10    Москва, Кремль

В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!

В нашей повестке дня сегодня – вопросы развития общественного транспорта. Они важны – понятно, насколько они важны для миллионов граждан нашей страны, практически для каждого человека.

Достаточно сказать, что ежегодно в России автобусами, троллейбусами и трамваями перевозится более десяти миллиардов человек, плюс на метро три миллиарда и более миллиарда на пригородном железнодорожном транспорте.

Это притом, что в последнее десятилетие мы переживаем настоящий бум роста числа личных автомобилей, и популярность общественного транспорта, в основном в крупных городах, заметно снижалась. Но эта тенденция сейчас постепенно меняется: всё больше людей предпочитают именно общественный транспорт как более быстрый, доступный и экономичный.

Конечно, это происходит преимущественно в тех городах, где все виды транспорта грамотно увязаны в единую систему, удобную, востребованную жителями.

Полная стенограмма выступлений на сайте Кремля.

С уважением, модератор О.Кремлёв

30.06.2023. Уважаемые коллеги, А.Цариков отсканировал замечательный труд Г.В. Шелейховского «Композиция городского плана как проблема транспорта», "ГИПРОГОР", Москва, 1946.

  

  
(для увеличения наведите курсор)

Файл размещён на странице "Вехи транспортных исследований городов".

☆ ☆ ☆

21.06.2023. Уважаемые коллеги, 30 марта 2022 г. в Москве в тестовом режиме запустили электрический речной трамвай, а 20.06.2022 началось его регулярное использование.

Московский электрический трамвай
(для увеличения наведите курсор)

"Гудит как настоящий": Путин и Собянин отправили электротрамвайчик "Яуза" в первый маршрут по Москве-реке

Президент Владимир Путин вместе с мэром Москвы Сергеем Собяниным дали старт запуску первого регулярного маршрута речного электротранспорта на Москве-реке. Это крупный проект, в результате которого город получит современные речные электросуда и причалы, созданные на основе новейшего российского оборудования и высоких технологий.

Первое судно, погудев, отправилось около 17 часов с причала "Киевский вокзал". Всего кораблей восемь, а к 2024 году обещают запустить 21 речной трамвайчик. У "Яузы", "Синички","Фильки" и "Сетуни" — такие имена выбрали москвичи для электросудов на портале "Активный гражданин" — будет два маршрута: "Фили – Киевская" и "Автозаводский мост – Печатники". Первый — между причалами "Киевский" и "Сердце столицы" в районе одноимённого жилого комплекса на Шелепихинской набережной — уже открыт и будет работать круглый год.

Московский электрический речной трамвай станет первым в мире электросудном, которое будет перевозить пассажиров круглый год по регулярным маршрутам. Повышенным спросом такой транспорт будет пользоваться у жителей прибрежных районов: это позволит сократить для них время в пути. К примеру, путь от парка "Фили" до причала "Верхние Мнёвники" на автобусе займёт 65 минут, а на новом водном трамвае это время сократится в пять раз. Второй регулярный маршрут "Автозаводский мост — Печатники" длиной 13 км планируется запустить до конца года.

В каждом трамвае будет по 42 удобных посадочных места, среди них и места для людей с ограниченными возможностями. В салоне установят информационные экраны, USB-зарядки, Wi-Fi, места для самокатов и велосипедов и столики для работы за ноутбуком. Каждый трамвайчик рассчитан на мощный поток пассажиров — до 16 тысяч пассажиров в день. Оплатить проезд можно будет привычными способами: билетом "Кошелёк" карты "Тройка", абонементом "Единый" на 90 и 365 дней без дополнительной платы, банковской картой или по биометрии. До 23 июня включительно проезд будет бесплатным.

Источник LIFE


☆ ☆ ☆

17.06.2023. Уважаемые коллеги, о текущем положении с обновлением парка ГОТ рассказал вице-премьер Марат Хуснуллин.

Марат Хуснуллин: Более 1000 единиц общественного транспорта в России обновили с помощью инфраструктурных бюджетных кредитов

С помощью программы инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК), оператором которой является публично-правовая компания «Фонд развития территорий», в России обновили более 1000 единиц транспорта. Об этом сообщил Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин. «Программа инфраструктурных бюджетных кредитов даёт огромный толчок для развития регионов. Благодаря этому инструменту в регионах строятся социальные объекты, создаётся коммунальная и дорожная инфраструктура. Ещё одно важное направление – обновление общественного транспорта. За счёт средств ИБК в 16 регионов страны уже поступило 1020 транспортных средств. Это 442 автобуса, 130 троллейбусов, 105 трамваев, 336 вагонов метро и 7 составов Московских центральных диаметров (МЦД)», – сказал Марат Хуснуллин.

По словам вице-премьера, в целом с помощью инфраструктурных бюджетных кредитов до конца 2025 года будет закуплено порядка 600 автобусов, 400 троллейбусов, 280 трамваев, 470 вагонов метро и 35 составов МЦД. Дополнительно к этому в 2023 году на обновление автобусных парков в муниципалитетах направят 50 млрд рублей в виде специальных казначейских кредитов, которые являются продолжением программы ИБК.

Генеральный директор Фонда развития территорий Ильшат Шагиахметов отметил, что наибольшее количество транспортных средств получила Москва – ей были поставлены вагоны метро и составы МЦД. «Кроме того, в Калужской области с помощью средств ИБК закупили 92 новых автобуса, 56 троллейбусов поступили в Волгоград и 68 трамваев – в Челябинск. Благодаря этой работе люди получают комфортный современный транспорт, в муниципалитетах появляются новые удобные маршруты, улучшается транспортная доступность районов», – сказал он.

Инструмент инфраструктурных бюджетных кредитов, выполняющий задачи инициативы социально-экономического развития Правительства «Инфраструктурное меню», позволяет строить в регионах дороги, объекты социального назначения, обновлять коммунальную инфраструктуру и общественный транспорт.

Взято с официального портала Правительства России


☆ ☆ ☆

07.06.2023. Уважаемые коллеги, результатами перехода на бескондукторную систему оплаты проезда в Перми в интервью для МАП ГЭТ (Международная ассоциация предприятий электрического транспорта) поделился глава департамента транспорта Анатолий Путин.

О бескондукторной системе оплаты проезда

С конца 2021 года мы поэтапно переводим маршруты на бескондукторную систему. На текущий момент более 90% транспорта работает без кондукторов. Количество безбилетных пассажиров составляет 18-19%, при этом отмечу, что даже при наличии кондуктора расхождение между валидацией и датчиками учета пассажиропотока составляло 5-6%.

Оценивая объем выпадающих доходов от безбилетных пассажиров, можно констатировать, что даже при текущих показателях он не превышает экономии от сокращения фонда оплаты труда кондукторов.

При этом исчезли невыходы транспорта из-за нехватки кондукторского персонала, жалобы на конфликты между пассажирами и кондукторами.

Для снижения количества безбилетников сформирована служба контролеров, осуществляющая ежедневные проверки на линии. По итогам 2022 года ими оформлено более 15 тыс. протоколов об административных правонарушениях. В прошлом году увеличен размер штрафа за безбилетный проезд с 500 до 2500 рублей, организовано взаимодействие с Росгвардией в случае отказа нарушителя предоставить документы, удостоверяющие личность.

Но кроме кнута, важно обеспечить удобство самой оплаты проезды. Пассажирам предоставлено несколько вариантов оплаты: банковские и транспортные карты через валидаторы, виртуальные транспортные карты через сканирование QR-кода, наличные у водителя.

Организовано информирование в транспортных средствах и СМИ о необходимости самостоятельной оплаты проезда и ответственности за безбилетный проезд.

Также отказ от кондукторов был бы невозможен без предварительной работы по минимизации наличной оплаты и стимулирования к приобретению проездных билетов, которые по сути являются предоплаченным правом пользования транспортом.

Взято с ТГ-канала Пермский транспорт


☆ ☆ ☆

02.06.2023. Уважаемые коллеги, представляем Программу онлайн-конференции «Формирование транспортных систем и социально-экономическое развитие городских агломераций».



Скачать Программу конференции >>>

☆ ☆ ☆

27.05.2023. Уважаемые коллеги, предлагаем обзор моделей трамвайных вагонов от 5колесо.

Современные трамваи России: что выпускают отечественные заводы

В России медленно, но верно идет «трамвайный ренессанс». Трамвайные системы проходят реновацию, выражающуюся в обновлении инфраструктуры и закупке нового подвижного состава. Рассмотрим многообразие современных моделей вагонов, работающих на городских рельсовых линиях.

Олег Бодня

За последние десятилетия отечественный трамвай сильно изменился. Раньше основу парка составляли 15‑метровые 4‑осные высокопольные вагоны с реостатно-контакторной системой управления и тяговыми двигателями постоянного тока. Сейчас каждый уважающий себя производитель рельсового электротранспорта предлагает к реализации целую линейку вагонов разной длины (исходя из осваиваемых пассажиропотоков). Современные трамваи имеют низкопольную конструкцию (полностью или частично) — это уже стандарт для пассажирского транспорта. Преимущества низкого пола известны: ускорение посадки-высадки на остановках, удобство для пассажиров с крупногабаритным багажом, детскими или инвалидными колясками, велосипедами. На смену простым, но требующим постоянного обслуживания агрегатам пришла электроника: теперь вагоны комплектуются транзисторными системами управления, в тележках (ходовой части) применяются асинхронные двигатели. Все это необслуживаемые элементы, позволяющие значительно снизить трудозатраты на осмотр и ремонт подвижного состава.




(для увеличения наведите курсор)

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Увеличение спроса на новый подвижной состав, связанное с появлением федеральных и городских программ модернизации пассажирского транспорта, ставит перед производителями задачи по наращиванию мощностей, а также может привести к появлению новых игроков на данном рынке. О строительстве современного цеха для сборки трамвайных вагонов уже заявило руководство УКВЗ. Группа «Синара», имеющая в своем активе площадки по изготовлению железнодорожной техники и с недавних пор освоившая разработку проектов комплексной модернизации общественного транспорта, также планирует создать собственное трамвайное производство. Все это, вкупе с ростом требований к современному пассажирскому транспорту, несомненно, приведет к появлению новых моделей трамвайных вагонов. О них мы также обязательно расскажем нашим читателям.

Читать полный обзор >>>


☆ ☆ ☆

21.05.2023. Уважаемые коллеги, на Дзен опубликована статья Александра Кораблева.

Черёмушки. Единственная в России бесплатная трамвайная система, но она уникальна не только этим...

Небольшой посёлок Черёмушки, затерявшийся в предгорьях Саян, что в Восточной Сибири, знаменит прежде всего своей циклопических размеров гидроэлектростанцией - Саяно-Шушенской. Одной из самых больших в мире. Также сюда приезжают любители природы — фотографы, походники и просто туристы, чтобы провести время в национальном парке "Шушенский бор". Сходить в горы, полюбоваться водопадами и хребтами, пики которых врезаются в облака, да и просто поглядеть на мир с высоты. Но есть ещё одна достопримечательность, обычно ускользающая от взора обывателя. Это трамвайная система. Она действительно уникальна, и эта публикация посвящена ей.

Необычна даже история создания Черёмушкинского трамвая. При строительстве ГЭС сюда подтянули немаленькую железнодорожную линию для доставки грузов и рабочих. После сдачи объекта линия оказалась не нужна, её стали разбирать, но какой-то гений предложил оставить финальный шестикилометровый кусок и организовать пассажирское движение! Этот человек достоин увековечения хотя бы в рамках посёлка.

Черёмушки. Единственная в России бесплатная трамвайная система
(для увеличения наведите курсор)

Сказано — сделано. В 1991 году движение трамваев было открыто. Система оказалась последней в СССР. К сожалению, с тех пор новых так и не открылось... и данную систему можно считать самой молодой в России.

Читать далее >>>

Спасибо автору за такую тёплую статью, однако самой молодой в России трамвайной системой является открытая 31 августа 2022 г. линия Екатеринбург - Верхняя Пышма (см. Новости от 09.09.2022).

С уважением, модератор О.Кремлёв

17.05.2023. Уважаемые коллеги, на портале Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина в разделе «Документальные фильмы» размещён премьерный фильм «От конки к беспилотнику. Страницы истории.», снятый совместно с СПб ГУП "Горэлектротранс".



  
(для увеличения наведите курсор)

Рабочие ссылки: Серия 1  Серия 2

☆ ☆ ☆

11.05.2023. Уважаемые коллеги, на 5 июня в Институте проблем региональной экономики РАН запланирована онлайн-конференция «Формирование транспортных систем и социально-экономическое развитие городских агломераций», как в прошлом году (20.06.2022). Приглашаем к участию!


Информационное письмо, включая Заявку на участие (.doc)

☆ ☆ ☆

09.05.2023. Уважаемые коллеги, поздравляем с самым значимым праздником для всего мира!

Картинка с днём победы - пусть будет мир во всём мире
(для увеличения наведите курсор)

С уважением, модератор О.Кремлёв

02.05.2023. Уважаемые коллеги, опубликован аналитический отчет о положении дел в системах городского электротранспорта.

  
(для увеличения наведите курсор)

Скачать отчет по ссылке >>>

☆ ☆ ☆

29.04.2023. Уважаемые коллеги, вышел 9-й выпуск журнала "Городской транспорт".


(для увеличения наведите курсор)

В свежем номере:

✔️Общественный транспорт Арктики. «Северобус» - путь от идеи до реализации и планов на будущее. стр. 6 Статья подготовлена специалистами Администрации города Норильска.

✔️Транспортная реформа в городе Улан-Удэ. стр. 9 Рассказывают: Ю.А. Попов; Ю.З.Ткачев.

✔️Двухсторонние договоры перевозки в трехмерной реальности брутто-контрактов. стр. 16 Автор статьи: О.В. Арефьев

✔️Новый способ организации перевозок пассажиров от ПАО «КАМАЗ». Сервис-гибрид общественного транспорта и такси. стр. 21 Рассказывает: Э.Р. Шавалиев, директор центра цифровой трансформации ПАО «КАМАЗ». Комментируют: О.В. Арефьев, М.Р. Якимов.

✔️Аналитический обзор основных показателей функционирования городского пассажирского транспорта общего пользования за 2022 г. в городах России. стр. 26 Был выполнен анализ динамики пассажиропотока и общего пробега подвижного состава на городских маршрутах регулярных перевозок по 240 городам России за 2021-2022 гг.

☆ ☆ ☆

25.04.2023. Уважаемые коллеги, на странице "Вехи транспортных исследований городов" в разделе "Вехи" размещена ссылка на Том I Отчёта, подготовленного группой под руководством С.А. Ваксмана в 1974 г., с замечаниями А.А. Полякова.

Современное состояние массового пассажирского транспорта 
				Свердловска
(для увеличения наведите курсор)

с замечаниями Полякова Средняя дальность поездок на маршрутах трамваев, троллейбусов и автобусов
соотношение с длиной маршрутов!)

Анализ работы маршрутов!

Распределение перевозок по укрупнённым участкам
маршрутных сетей

Колебания Коэффициента использования вместимости пассажирских средств
по времени и по участкам сетей!

Пассажирооборот остановочных пунктов, узлов транспортной сети
- " - укрупненных районов города и
характеристика пассажирских корреспонденций
(состав, закономерности формирования)



С уважением, модератор О.Кремлёв

18.04.2023. Уважаемые коллеги, как сообщили на сайте РАТ, в Москве на Международном Форуме «Автонет – 2023» — «Форум инновационных транспортных технологий» один из интереснейших докладов сделал заместитель начальника отдела организации дорожного движения Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта, кандидат технических наук Белов Александр Владимирович. Александр Владимирович рассказал свое видение и видение своего Департамента на концепцию цифровой трансформации в области организации дорожного движения, в том числе в контексте умного города.

О проекте концепции цифровой трансформации в области организации дорожного движения

О проекте концепции цифровой трансформации в области организации дорожного движения

Постоянная ссылка для скачивания размещена на странице "Критика. Библиография. Образование." в рубрике "Исследования" (.ppsx).

С уважением, модератор О.Кремлёв

11.04.2023. Уважаемые коллеги, 28.12.2022 мы обращались к вам за советами по вариантам размещния собранных для тома II материалов. Сегодня открываем доступ к папке "Дипломы и курсовые по ГОПТ".

Дипломы и курсовые по ГОПТ

Постоянная ссылка размещена на странице "Критика. Библиография. Образование." в рубрике "Авторефераты, Дипломы, курсовые".

С уважением, модератор О.Кремлёв

07.04.2023. Уважаемые коллеги, в четверг. 6 апреля, состоялось единственное в России мероприятие, посвященное развитию микромобильности в стране — конференция «Съезд на СИМ». Мероприятие проводит Ассоциация операторов микромобильности при содействии Министерства транспорта Российской Федерации и Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Правительства Москвы. Насыщенная программа охватила сразу несколько обширных тем: опыт больших и малых городов по интеграции услуги кикшеринга в транспортную модель города. безопасности, инфраструктура, технологии, экономику и бизнес в сфере кикшеринга.

Перед началом конференции издатель проекта «Трушеринга» Юрий Николаев в формате онлайн представил результаты ежегодного исследования рынка кикшеринга в сезоне в 2022 году. По подсчетам сервисами аренды электросамокатов в России в 2022 году пользовалось порядка 15,5 млн человек, за год ими было совершено около 103,5 млн поездок. По оценкам издания, в 2022 году объем российского рынка кикшеринга составил 13,3 млрд рублей, превысив показатели 2021 года на 64%. К 2025 году объем рынка, по их данным, достигнет 39,5 млрд рублей, увеличившись на 197,4% по сравнению с 2022-м. Общий парк кикшеринговых сервисов составит 439 тыс. самокатов, а клиентская база увеличится до 32,5 млн пользователей, которые совершат около 337 млн поездок.


(для увеличения наведите курсор)

Читать далее на rosacademtrans.ru >>>

☆ ☆ ☆

29.03.2023. Уважаемые коллеги, 23 марта прошел IV Евразийский международный форум DIGITAL & SMART TRANSPORT 2023, организованный Центром стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ). Свой доклад сделал директор Института транспортного планирования РАТ, член Общественного совета при Ространснадзоре, д.т.н. Якимов Михаил Ростиславович на тему: Цифровые технологии планирования мультимодальной сети пассажирского транспорта.

В начале своего выступления Михаил Ростиславович рассказал об актуальности темы цифрового анализа распределения транспортного спроса по территории города для первичного поиска возможных коридоров функционирования транспорта большой провозной способности. В качестве примера Михаил Ростиславович привёл несколько городов, в которых функционируют разные виды городского транспорта, в частности четыре вида транспорта (метро, трамвай, троллейбус, автобус) функционируют в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде и Самаре; три вида транспорта (трамвай, троллейбус, автобус) функционируют в Челябинске, Омске, Ростов-на-Дону, Уфе, Красноярске, Волгограде, Краснодаре, Саратове, Ижевске; два вида транспорта (трамвай и автобус) — в г. Перми; два вида транспорта (троллейбус и автобус) — в г. Воронеж и Тольятти; один вид транспорта (автобус) в г. Тюмени.

Актуальность построения мультимодальной системы общественного транспорта

В докладе Михаил Ростиславович представил информационную основу для решения задачи выбора оптимальной для данной территории системы транспорта, представил технологию решения задачи поиска потенциальных транспортных коридоров в поле транспортного спроса, представил апробацию алгоритмов оценки транспортной зависимости территории, а также поиска возможных маршрутов транспорта большой провозной способности на примере города Перми. В качестве будущего направления научных исследований Михаил Ростиславович предложил для собравшихся совместно развивать технологии транспортного моделирования и планирования на основе графического анализа модели транспортного спроса.

Взято из Итогов форума >>>

☆ ☆ ☆

19.03.2023. Уважаемые коллеги, на странице "БИОБиблиография ученых и специалистов ТСГ" появилась новая рубрика "Рабочие материалы" в которой размещены ссылки на собранные С.А.Ваксманом файлы для планировавшихся выпусков БИОБиблиографии коллег (см. Новость от 29.06.20, 2.).

Выпуск 30. «Осетрин Николай Николаевич»

Выпуск 29. «Касумов Фикрат Абилькасум Оглы»

Выпуск 28. «Кегамян Ромуальд Григорьевич» - материалы не собраны!

Выпуск 18. «Кирзнер Юрий Самсонович»

Выпуск 16. «Вукан Вучик»

Выпуск 11. «Швец Владимир Леонидович»

Выпуск 8. «Поляков Алексей Александрович»

Выпуск 6. «Гольц Григорий Абрамович» - материалы не собраны!

С уважением, модератор О.Кремлёв

14.03.2023. Уважаемые коллеги, сегодня состоится научно-практическая конференция «Планирование городских транспортных систем: качество, доступность, эффективность».

Приглашаем Вас принять участие в научно-практической конференции ОАО «НИИАТ»

Организаторы: Министерство транспорта Российской Федерации и ОАО «НИИАТ».

Место проведения: актовый зал НИИАТа (ул. Героев Панфиловцев, 24).

Конференция будет транслироваться на Ютубе по ссылке: https://www.youtube.com/live/n6D9ODNfKzw?feature=share
Начало: 10:00 мск

Программа конференции

☆ ☆ ☆

12.03.2023. Уважаемые коллеги, в Челябинске состоялось значимое событие.

Холдинг СТМ запустил завод по производству колесного электрического транспорта

Холдинг СТМ запустил завод по производству колесного электрического транспорта
(для увеличения наведите курсор)

Холдинг «Синара – Транспортные Машины» (СТМ) открыл новое производство – «Челябинский завод городского электрического транспорта» (ЧЗГЭТ). Официальный старт работы завода дали губернатор Челябинской области Алексей Текслер, заместитель Министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов, глава города Челябинска Наталья Котова, генеральный директор Группы Синара Михаил Ходоровский, генеральный директор холдинга СТМ Виктор Леш.

За восемь месяцев на площадке в Челябинске было организовано производство полного цикла по выпуску городского электрического транспорта – троллейбусов, а в перспективе электробусов. Общая площадь завода составляет около 13500 м2.
...
До конца года штатная численность работников ЧЗГЭТ составит до 400 человек, однако в дальнейшем она будет увеличена до 700 сотрудников. Общая сумма инвестиций в проект составила 1,2 млрд рублей.
...
Напомним, холдинг СТМ объявил о начале производства колесного городского транспорта в июне 2022 года, представив троллейбус собственной конструкторской разработки «СИНАРА-6254». Также летом прошлого года был презентован электробус «СИНАРА-6253». Обе машины входят в одно семейство городского колесного транспорта и отвечают всем современным требованиям.
...
С мая 2021 года компания «Синара – Городские Транспортные Решения» реализует проект комплексной модернизации трамвайной сети Таганрога, участвует в обновлении трамвайных линий и подвижного состава в Краснодаре, рассматривает возможность модернизации трамвайной инфраструктуры Ростова-на-Дону.

Полный текст по ссылке >>>

☆ ☆ ☆

08.03.2023. Дорогие ЖЕНЩИНЫ! Пусть жизнь вас РАДУЕТ и ВДОХНОВЛЯЕТ!

Картинка картинка с 8 марта любви и счастья
(для увеличения наведите курсор)

Всегда ваши, МУЖЧИНЫ

05.03.2023. Уважаемые коллеги, приводим выдержки из обзора в MASHNEWS, посвящённого настоящему и будущему троллейбусных систем в РФ.

Троллейбусы оттолкнулись от дна. Будут конкурировать с автобусами

В 2023 году отечественные заводы обещают как минимум удвоить выпуск троллейбусов. Несмотря на то, что региональные власти закрывают троллейбусные маршруты, а главный поставщик подвижного состава на российский рынок — саратовская "Тролза" — ушёл в банкротство.


Незаменимых нет

Четыре отечественных производителя заявили о планах по выпуску троллейбусов. И это несмотря на то, что в прошлом году спрос на них упал.

По данным Минтранса, за три квартала 2022 года производство троллейбусного подвижного состава в РФ сократилось на 24% по сравнению с тем же периодом 2021 года: 155 штук против 204.

Снижение производства наблюдается впервые с 2015 года — до 2021 года выпуск троллейбусов рос. Так, по подсчётам Росстата, если в 2015 году в стране было произведено всего 62 новых троллейбуса, то в 2019-м — 188, в 2020-м — 318, в 2021-м — 330 штук.

В некоторых городах власти вовсе отказались от троллейбусного движения.

Падение спроса на троллейбусы довело до процедуры банкротства крупнейшего в РФ производителя подвижного состава — саратовское ЗАО "Тролза", которое занимало 78% российского троллейбусного рынка. В 2017 году завод выпустил 127 троллейбусов и 143 электробуса с динамической подзарядкой, в 2018-м — только 94 троллейбуса и 26 электробусов. В 2019-м "Тролза" остановила производство, а в марте 2022 года в отношении компании введено наблюдение.

Однако принятие Правительством РФ в ноябре 2021 года Транспортной стратегии до 2035 года, которая предусматривает увеличение доли общественного электротранспорта (правда, без конкретных целевых показателей), взбодрило отечественных производителей.

По оценке участников рынка, всего в 2023 году будет произведено больше 500 машин.

Чем троллейбус лучше автобуса

Производители отмечают, что интерес к троллейбусам в России начал возвращаться. По их мнению, это связано с появлением на рынке новых моделей с более широким функционалом и высокими экономическими свойствами, чем у привычных машин.

В сравнении с автобусом троллейбус выигрывает, прежде всего, по сроку службы: у автобуса десять лет, у троллейбуса — вдвое больше. Троллейбусный транспорт в среднем на 15% экономичнее автобусного, подсчитали эксперты компании Strategy Partners.

Европу заместили на Китай

По оценке Strategy Partners, за счёт китайских, белорусских и российских аналогов возможно замещение восьми из девяти ключевых импортных узлов троллейбусов. Поиск альтернативных поставок необходим только для тяговых батарей троллейбусов с увеличенным автономным ходом.

СПРАВКА MASHNEWS:
Протяжённость троллейбусных линий в России сократилась с 5,3 тыс. км в 2015 году до 4,4 тыс. км в 2021-м. В 2019 году в России введено в действие 7,8 км новых троллейбусных линий, в 2020-м и 2021-м — ни одного км. Подвижной состав за то же время уменьшился с 10,2 тыс. до 7,9 тыс. штук.

Ольга Мягченко

Полная статья по ссылке >>>


☆ ☆ ☆

28.02.2023. Уважаемые коллеги, предлагаем заметку из газеты ВЕДОМОСТИ.

Путин поручил выделить еще 50 млрд рублей на общественный транспорт в регионах


(для увеличения наведите курсор)

Денис Ильюшенков

Президент Владимир Путин поручил правительству направить в 2023 г. дополнительно 50 млрд руб. на финансирование инфраструктурных бюджетных кредитов для обновления общественного транспорта в российских регионах. Об этом он заявил во время выступления с посланием Федеральному собранию 21 февраля 2023 г.

«В этом году мы нарастили объем инфраструктурных бюджетных кредитов – направляем дополнительно 250 млрд руб. на развитие транспортной, коммунальной и другой инфраструктуры в регионах. Поручаю правительству выделить плюсом к этим средствам еще 50 млрд руб. Они целевым образом пойдут на обновление в этом году общественного транспорта в субъектах Федерации, причем на основе современных технологий», – сказал президент.

.....

Эти средства, безусловно, не будут лишними, говорит директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Но в масштабах тех задач, которые стоят перед государством в части обновления инфраструктуры регионов, это не такие большие деньги, отмечает он.

«У нас два десятка городов, где надо менять трамвайные пути. Денег на это никогда не будет в бюджетах регионов. Поэтому арифметика государственной программы – в миллиардах рублей», – объясняет он. По словам Блинкина, эти кредиты регионам в конечном итоге скорее всего спишут через 10 лет.

Ссылка на полный текст >>>


☆ ☆ ☆

23.02.2023. Уважаемые МУЖЧИНЫ, поздравляем ОТ ВСЕГО СЕРДЦА!

Картинка красочная картинка с днем защитника отечества
(для увеличения наведите курсор)

С уважением, ЖЕНСКАЯ ПОЛОВИНА

18.02.2023. Уважаемые коллеги, TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное электронное информационное издание, опубликовало обзор развития зарядной инфраструктуры и электротранспорта в РФ.

Электробусы в 2023 году готовятся выйти на маршруты крупных городов


(для увеличения наведите курсор)

В прошлом году объём производства электробусов в России заметно снизился. Однако это не мешает в этом году заявлять о развитии движения автобусов с электродвигателями тем регионам, которые ранее работали максимум с единичными экземплярами. О планах открыть в этом году маршруты электробусов заявили власти Волгограда, Курска, Краснодара, Красноярска, Перми и Ростова-на-Дону. Закупку техники пока не объявили ни в одном из городов, однако в Перми уже объявили набор на курсы водителей электробусов.

.....

Для выполнения программы по обновлению инфраструктуры и подвижного состава городского общественного транспорта 16 декабря 2021 года Правительство РФ приняло постановление № 2316, благодаря которому регионы смогут получить бюджетные кредиты на проекты, связанные с комплексным развитием городского электротранспорта. Перечень инфраструктурных проектов для предоставления финансирования утверждает Правительственная комиссия по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов. Всего таким образом планировалось закупить свыше 1,5 тыс. трамвайных вагонов и более 400 электробусов, построить и реконструировать около 700 км путей и более 120 зарядных станций для электробусов. Параллельно в госкорпорации ВЭБ.РФ был создан проектный офис, осуществляющий функцию как финансового партнера, так и координатора проекта.

Протоколом заседания Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов от 15.04.2022 № 6 определён перечень из 10 городов, для которых при участии госкорпорации ВЭБ.РФ реализуется комплексного развития городского электрического общественного транспорта проекты, связанные с обновлением и развитием инфраструктуры городского электрического транспорта (трамваи и электробусы). Одобрение получили заявки на обновление электротранспорта в областных центрах Липецкой, Ярославской, Нижегородской, Курской, Саратовской, Сахалинской, Ростовской областей, а также в центрах Краснодарского, Красноярского и Пермском краёв. 10 проектов предусматривали поставку более 600 вагонов трамваев и около 300 электробусов, а также строительство и реконструкцию более 700 км трамвайных путей и порядка 90 зарядных станций для электробусов. Предполагаемый объём инвестиций в инфраструктурные проекты оценивался в 231 млрд рублей. Планировалось, что проекты будут финансироваться за счёт средств инвесторов, кредитов «ВЭБ.РФ» и федерального бюджета.

Полный текст по ссылке >>>


☆ ☆ ☆

12.02.2023. Уважаемые коллеги, Н.Обухова завершила работу над Алфавитным авторским указателем публикаций в сборниках международных (екатеринбургских) научно-практических конференций (1986-2021), начатую ещё с С.Ваксманом. Получился том из 80 страниц!

  
(для увеличения наведите курсор)

Файл размещён на странице "Архив конференций".

* Пояснение: Первоначально предполагалось, что данный Указатель станет томом II Сборника материалов конференций 2020, затем войдёт в том III Сборника 2021 наряду с Авторефератами диссертаций, Списком ретро-книг, Указателем литературы и др., которые в прошлом году были размещены на сайте.

☆ ☆ ☆

05.02.2023. Уважаемые коллеги, любопытная статья на основе исследований А.Киреева опубликована на NEWS.RU

Инвестиции 80-х: во сколько обойдется восстановление трамвая в стране

Исследователь оценил картину состояния трамвайной инфраструктуры в стране и назвал вложения, необходимые для приведения её в рабочий вид
Автор:
Антон Касс

В преддверии нового года в городе Усть-Илимске Иркутской области власти закрыли трамвайное сообщение. Как и в случае с троллейбусами в Тамбове, Орле и Волгограде, там местные жители неоднократно жаловались Александру Бастрыкину. После повторного видеообращения к главе СК, тот поручил региональному управлению ведомства провести проверку на предмет превышения должностных полномочий чиновниками городской администрации. За последние два десятилетия с небольшим трамвайные системы были ликвидированы более чем в 10 городах, что существенно ухудшило ситуацию с пассажироперевозками. А там, где рельсовый электротранспорт остался, его инфраструктура не обновляется подчас долгие годы. NEWS.ru получил эксклюзивное исследование, узнав, действительно ли трамвайные сети так изношены, как об этом принято говорить, и во сколько обойдется сохранение и возрождение трамвая в России.


(для увеличения наведите курсор)

Полный текст по ссылке >>>


☆ ☆ ☆

02.02.2023. Уважаемые коллеги, вышел 8-й выпуск журнала "Городской транспорт".

Выдержка из обращения по случаю выхода первого номера журнала, апрель 2021:
"Идея создания этого печатного издания стала ответом на неуклонно возрастающий интерес широких слоев общества к функционированию городского пассажирского транспорта общего пользования в стране, ее регионах и особенно в городах.
Общественны+й транспорт, в прошлом незаметный и обыденный атрибут городской жизни для многих поколений советских и российских граждан, стал объектом пристального внимания не только узких специалистов в транспортной сфере, но и лиц принимающих решения, а также обычных граждан их избирателей."
, главный редактор д.т.н. Якимов М.Р.


(для увеличения наведите курсор)

☆ ☆ ☆

28.01.2023. Уважаемые коллеги, обращаем внимание на важную информацию, предоставленную П.М.Крыловым:

15.01.2023 г. операторы сайта НЭБ elibrary.ru одобрили (подтвердили) метаданные сборника материалов конференции 2020 г., данные в систему (сайт elibrary.ru) внесены мною в начале января текущего года (у моей организации есть соответствующая лицензия). См.: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50076653.
      Сотрудники ВУЗов, НИИ и т. п., которые имеют оплаченную лицензию на работу с публикациями в elibrary.ru (в своей организации) могут внести метаданные своих статей (сами или с помощью ответственных за это сотрудников своих организаций). Пока только я внёс свою публикацию (она уже отображается). Это потенциально важно только сотрудникам подобных организаций, которые отчитываются за свои публикации. И в некоторых случаях их публикации (изданные в России) должны быть видны на данном сайте.
      Ранее в elibrary.ru уже был сборник 2021 года (последний). См.: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47690311. Но ранее не было сборника 2020 года.
      Также возможно не внесены метаданные сборников прошлых лет. Года 1,5-2 назад я внёс метаданные нескольких старых сборников начала-середины 2000-2010 гг.


☆ ☆ ☆

24.01.2023. Уважаемые коллеги, по итогам проведенной Институтом проблем региональной экономики РАН в июне 2022 года конференции "Механизмы формирования транспортных систем для обеспечения устойчивости социально-экономического развития городских агломераций СЗФО России" опубликован ряд статей, посвященных исследованию транспортных систем городских агломераций. Статьи опубликованы в журнале "Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития", №3(70), 2022. Электронную версию журнала можно скачать на сайте института по ссылке >>>.


☆ ☆ ☆

19.01.2023. Уважаемые коллеги, Российская академия транспорта опубликовала обзор нового экспериментального правового режима (ЭПР) по эксплуатации беспилотных легковых и грузовых автомобилей в городах и пригородах в 38 регионах России.

Эксперимент по эксплуатации беспилотных автомобилей расширился на 25 регионов


(для увеличения наведите курсор)

В январе 2023 года 25 регионов Российской Федерации приняли новый экспериментальный правовой режим использования беспилотного транспорта в городах и пригородах. Ранее в конце 2018 года Правительство запустило эксперимент по тестированию автомобилей-беспилотников на дорогах общего пользования – им разрешено ездить в ряде территорий Москвы и Татарстана, но только с испытателем за рулем. Позднее, в 2020 году действие эксперимента было расширено на 11 регионов. Сегодня в общей сложности эксперимент проходит на территории 38 регионов. О расширении эксперимента сообщила пресс-служба Минэкономразвития.
. . .
Отметим, что новый экспериментальный правовой режим использования беспилотного транспорта в городах и пригородах теперь действует в Башкортостане, Бурятии, Крыму, Татарстане, Чувашской Республике, в Забайкальском, Краснодарском, Красноярском, Приморском и Хабаровском краях, в Московской и Ленинградской областях, в Амурской, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Курганской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Свердловской, Смоленской, Тверской, Томской, Тульской, Тюменской, Челябинской и Кемеровской областях, в Москве и Санкт-Петербурге, в ХМАО и ЯНАО.

Полный текст с комментариями специалистов по ссылке >>>

☆ ☆ ☆

15.01.2023. Уважаемые коллеги, что появилось на страницах сайта в течение праздников:

Примечание: В связи с наличием общедоступных средств перевода иностранные труды выложены в оригинале.

С уважением, модератор О.Кремлёв

31.12.2022. Уважаемые коллеги, поздравляем всех с наступающим Новым годом! Здоровья, успехов, больших и маленьких побед!


(для увеличения наведите курсор)

С уважением, А.Цариков, Н.Обухова, О.Кремлёв